Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье раскрыты события, связанные с подготовкой, организацией и ходом первого воздушного налёта советской дальнебомбардировочной авиации на столицу фашистской Германии в августе 1941 года.

Summary. The article describes the events associated with preparation, organisation and running of the first air raid of Soviet long-range bombers on the capital of Nazi Germany in August 1941.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

 

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент

(Москва. E-mail: Lashkov3@yandex.ru).

 

«ОБЯЗАТЬ 81-ю АВИАДИВИЗИЮ… ПРОИЗВЕСТИ НАЛЁТ НА БЕРЛИН»

Первый воздушный налёт дальнебомбардировочной авиации на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941 года

 

После успешного воздушного налёта в начале августа 1941 года советской морской авиации на столицу фашистской Германии — Берлин, своё слово сказала дальнебомбардировочная авиация (ДБА) ВВС Красной армии. Ставка была сделана на 81-ю авиационную дивизию дальнего действия (аддд)1. Соединение было сформировано в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 0052 от 15 июля 1941 года (основание — решение Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г.)2. Его командиром стал один из первых Героев Советского Союза комбриг М.В. Водопьянов3. Дивизия включала в свой состав: управление, 432-й и 433-й авиационные полки. В составе каждого полка предполагалось иметь по 5 эскадрилий тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8) в составе трёх кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1или ЛаГГ-3в составе 10 самолётов и батальон аэродромного обслуживания.

На формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиационного полка были обращены личный состав и материальная часть недавно сформированного 412-го тяжёлобомбардировочного авиационного полка (тбап) ТБ-74. Командиром полка был назначен один из опытнейших пилотов дальней авиации полковник В.И. Лебедев5. Формирование 433-го авиаполка (на основе 420-го ап) предполагалось закончить по мере поступления самолётов от промышленности. По имеющимся сведениям в состав дивизии также были включены 413-й (на ТБ-7) и 421-й (на Ер-2) авиационные полки особого назначения (ОСНАЗ).

К августу 1941 года на вооружении 432-го ап имелось 12 бомбардировщиков ТБ-7 (8 самолётов с дизельными моторами М-40, один с дизельными моторами М-30 и три самолёта с бензиновыми моторами М-35 и М-35А), производство которых осуществлялось в г. Казань (завод № 124).

Самолётный парк 420-го (позднее — 433-го) авиаполка составляли бомбардировщики дальнего действия Ер-2 (ДБ-240), созданные на базе 12-местного скоростного пассажирского самолёта «Сталь-7». Дальность действия Ер-2 с бомбовой нагрузкой (до 1000 кг) составляла до 4100 км. Максимальная скорость Ер-2с мотором АМ-37 на высоте 4 км достигала 437 км/час6. Командиром полка являлся полковник Н.И. Новодранов7.

81-я авиационная дивизия дальнего действия непосредственно подчинялась командующему ВВС Красной армии (КА) генерал-лейтенанту авиации П.Ф. Жигареву8. Вопросы её боевого применения также находились в компетенции Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. По его распоряжению, в качестве ответной меры на массированные налёты Люфтваффе на Москву, дальняя авиация (вслед за 1-м минно-торпедным авиационным полком 8-й авиабригады Краснознамённого Балтийского флота) должна была подвергнуть бомбардировке военные объекты столицы Третьего рейха.

В первой декаде августа 1941 года командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (ВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину. По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа было подготовлено специальное распоряжение Государственного Комитета Обороны (ГКО), которым предписывалось: «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41»9.

На основании этого документа командующий ВВС КА генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев издал соответствующий приказ10. Одновременно штабом ВВС совместно с 5-м управлением Главного управления ВВС (дальнебомбардировочной авиации) были разработаны боевые задания 81-й аддд по обеспечению пролёта и возвращения бомбардировщиков через линию фронта. Удар по столице нацистской Германии вслед за ВВС КБФ, должны были наносить экипажи 432-го (на ТБ-7) и 433-го (на Ер-2) дальнебомбардировочных полков (дбап) 81-й авиадивизии.

Для выполнения боевой задачи первоначально были задействованы 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. 10 августа самолеты перелетели на военный аэродром «подскока» г. Пушкин (28 км южнее Ленинграда). После очередной технической ревизии состояния машин количество отобранных бомбардировщиков уменьшилось до 10 ТБ-7 (выбор пал только на дизельные машины) и 16 Ер-2, составившие основу 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС КА № 0010 от 9 августа 1941 г.). Примерно 8 «еров» были включены в состав «оперативной группы» того же авиаполка под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Многие экипажи 432-го дбап не имели необходимых навыков взлёта на полностью загруженных машинах. Проведённые расчёты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4 тонны, из них 2 т на внешней подвеске, могли обеспечить полёт на дальность со сбросом бомб в середине маршрута и благополучно вернуться на базу. Общая протяжённость маршрута (с аэродрома Пушкин до г. Берлина) составляла 2700 км (против 3200 км при вылете с московских аэродромов). Большая часть пути при этом пролегала над Балтикой в обход районов с сильной ПВО противника. Последние 500 км проходили над территорией Германии. К цели (район г. Берлин) советские самолёты должны были следовать рассредоточено, выходя на боевой курс с заданными интервалами по времени, чтобы избежать столкновений. Каждому экипажу предстояло отыскивать цель самостоятельно. Шедшие следом экипажи рассчитывали на подсветку её огнём пожаров от ударов головных машин (несколько ТБ-7, взлетавших первыми, были оборудованы системой слепого самолётовождения «Ночь-1», позволявшей ориентироваться по сигналам радиомаяков). Сама бомбардировка, таким образом, растягивалась и лишалась внезапности. Но другой тактики налёта в ночных условиях на тот момент просто не существовало.

Общее руководство организацией первого налёта дальнебомбардировочной авиации на Берлин было возложено на командующего ВВС КА генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков — на командира дивизии комбрига М.В. Водопьянова.

В 18.00 10 августа экипажи эскадрилий были собраны для постановки задачи (аэродром г. Пушкин). Генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, было приказано иметь на каждом воздушном корабле максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков.

Основу боеприпасов составляли фугасные авиационные бомбы (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательная авиационная бомба (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающая авиабомба (РРАБ-3).

Порядок полёта определялся следующий (из донесения командира эскадрильи капитана М.А. Брусницына начальнику штаба 81-й аддд 11 августа 1941 г.): «Первое звено взлетает ТБ-7, за ним в 20.30 звено Ер-2 под командой капитана Степанова, за ним в 20.45 звено ТБ-7 и в 21.00 — звено Ер-2 под командой капитана Брусницына, за этим звеном следующее звено ТБ-7. За звеном ТБ-7 взлетает пара Ер-2 под командой младшего лейтенанта Молодчего»11.

Недостаток времени на подготовку и строжайшая секретность планируемого мероприятия исключили возможность своевременного доведения до руководства Северной зоны ПВО12 и противовоздушной обороны Краснознамённого Балтфлота сведений о предстоящем полёте наших самолётов. Это обстоятельство сыграло с участниками налёта на Берлин злую шутку. Кроме того, подавляющее большинство личного состава подразделений зенитной артиллерии и экипажей истребительной авиации не были знакомы с силуэтами ТБ-7и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.

Возникли трудности и с техническим состоянием наших воздушных кораблей. При взлёте бомбардировщик Ер-2 младшего лейтенанта А.И. Молодчего13, вследствие большого перегруза машины, пробежав всю грунтовую полосу, не сумел оторваться от земли и снёс шасси о дренаж на краю аэродрома. Лишь чудом самолёт не взорвался на собственных бомбах14.

На ТБ-7 (№ 42046) командира корабля майора К. Егорова отказали два правых дизеля М-40Ф сразу после отрыва самолёта от земли. Самолёт потерпел катастрофу15. Машина полностью разрушена. Из состава экипажа «убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека»16.

Командующий ВВС КА срочно потребовал остановить начало операции. Взлетевший ранее Ер-2 капитана М.А. Брусницына целый час кружил над аэродромом в ожидании ведомых самолётов. Получив команду на посадку, бомбардировщик в условиях плохой видимости (темнота) неудачно приземлился, сломав стойку шасси17.

В результате на Берлин ушло лишь 9 бомбардировщиков (6 ТБ-7 и 3 Ер-2)18. Но неудачи продолжали преследовать советских лётчиков уже в воздухе. На самолёте ТБ-7 (№ 42035) лейтенанта В.Д. Видного (в отдельных документах — В.Д. Бидного) над оккупированной территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипаж своими силами смог ликвидировать пожар, но самолёт понемногу стал терять высоту. Сбросив бомбы над ст. Лауэнбург (370 км северо-восточнее г. Берлина), корабль лёг на обратный курс. От атаки неприятельских истребителей спасла густая облачность. В районе Ленинграда, на высоте 1—1,5 км, корабль был обстрелян огнём нашей зенитной артиллерии и посажен истребителями в 7.45 на площадку Обухово19.

Жертвой советской противовоздушной обороны стал бомбардировщик ТБ-7 (№ 42045) капитана А.Н. Тягунина. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа самолёт был двукратно атакован нашими истребителями, затем попал под обстрел зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей КБФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и всем членам экипажа покинуть самолёт. Спасавшийся на парашютах личный состав обстреливался огнём истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести20. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Наука, 1978. С. 57.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп 11. Д. 62. Л. 226, 227.

3 Водопьянов Михаил Васильевич [6(18) ноября 1899 — 11 августа 1980] — советский военный, полярный лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал-майор авиации (1943). В Красной армии с 1919 г. Окончил Военную авиационную школу летчиков (1929). В марте—апреле 1934 г. участвовал в спасении членов экспедиции и экипажа парохода «Челюскин», за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Участвовал в освоении полярных районов страны. Впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе. Участник Советско-финляндской войны (1939—1940): командир тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. В годы Великой Отечественной войны командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии при Ставке ВГК (июнь—август 1941 г.). За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. В дальнейшем в составе дальнебомбардировочной авиации (с февраля 1942 г. — АДД, с декабря 1944 г. — 18-й воздушной армии). С 1946 г. — в отставке.

4 Приказ НКО СССР № 0052 от 15 июля 1941 г. «О сформировании 81-й авиационной дивизии дальнего действия» (п. 3).

5 Лебедев Викторин Иванович (1903—1972) — советский военачальник, генерал-майор авиации (1943). Перед войной проходил службу лётчиком-испытателем в НИИ ВВС КА. В годы Великой Отечественной войны: командир 412-го (с августа 1941 г. — 432-го, затем — 746-го) авиаполка дальней авиации (июнь 1941 — май 1942), 45-й авиадивизии дальнего действия (май 1942—1945).

6 Дальний бомбардировщик Ер-2 // Авиамастер. 1999. № 2. С. 52.

7 Новодранов Николай Иванович (1906 — 30 августа 1942) — советский военачальник, генерал-майор авиации. В годы Великой Отечественной войны: командир 420-го (позднее — 433-го) дальнебомбардировочного авиаполка (июль—декабрь 1941), 748-го авиаполка дальнего действия (декабрь 1941 — март 1942), 3-й авиационной дивизии дальнего действия (март—август 1942). Трагически погиб в авиационной катастрофе (30 августа 1942).

8 Жигарев Павел Фёдорович (6(19) ноября 1900 — 2 октября 1963) — советский военачальник, главный маршал авиации (1955). В Красной армии с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу лётчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского (1933). Участник японо-китайской войны (1937—1945). С апреля 1941 г. начальник Главного управления ВВС РККА. В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС (июнь 1941 — март 1942), командующий ВВС Дальневосточного фронта (апрель 1942 — июнь 1945). В послевоенный период: командующий 10-й воздушной армией (июнь 1945 — апрель 1946), 1-й заместитель командующего (с сентября 1946 г. — главнокомандующего) ВВС (апрель 1946 —1948), командующий Дальней авиацией (1948 — сентября 1949), главнокомандующий ВВС (сентябрь 1949 — декабрь 1956), начальник Главного управления ГВФ (январь 1957 — октябрь 1959), начальник Военной командной академии ПВО (ноябрь 1957 —1963).

9 Октябрь. 1970. № 5. С. 173, 174.

10 Голованов А. Дальняя бомбардировочная. М.: Дельта НБ, 2004. С. 71.

11 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

12 Северная зона ПВО — оперативное объединение войск ПВО Красной армии накануне и в начале Великой Отечественной войны, осуществлявшее оборону войск и важных административно-политических и промышленных центров, расположенных в границах одного военного округа (в начале войны — Северного, позднее: Ленинградского и Карельского фронтов). Создана в феврале 1941 г., расформирована 20 ноября того же года. Включала в свой состав 2-й корпус ПВО и пять бригадных районов ПВО.

13 Молодчий Александр Игнатьевич (27 июня 1920 — 9 июня 2002) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (1962), дважды Герой Советского Союза (1941, 1942). В Красной армии с 1937 г. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов (1938), Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации (1948), Военную академию Генштаба (1959). В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира эскадрильи 420-го (позднее — 748-го) авиаполка дальнего действия, заместитель командира и командир эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка (1941—1944); инспектор-лётчик авиадивизии дальнего действия (1944—1945). Совершил 311 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов, из них 287 ночью. После войны на ответственных командных должностях в Военно-воздушных силах. С марта 1965 г. в запасе.

14 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

15 Стефановский П.М. Триста неизвестных. М.: Воениздат, 1968. С. 201.

16 Боевое донесение штаба 432 ап № 1 от 19 августа 1941 г.

17 Дальний бомбардировщик Ер-2… С. 18.

18 Там же.

19 Боевое донесение штаба 432 ап № 1 от 19 августа 1941 г.

20 Там же.