Этапы строительства советского ВМФ (1945—1991 гг.)

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье раскрывается содержание этапов строительства советского ВМФ, проводится анализ условий и факторов, оказавших влияние на этот процесс в послевоенный период.

Summary. The article reveals the content of stages of the Soviet Navy’s buildup, gives an analysis of conditions and factors that influenced this process in the post-war period.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

КОРЯКОВЦЕВ Алексей Анатольевич — профессор кафедры строительства и применения ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: rtm6711989@yandex.ru);

ТАШЛЫКОВ Сергей Леонидович — профессор кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга в отставке, доктор исторических наук

(Москва. E-mail: stashlykov@yandex.ru).

 

ОТ ФЛОТА ПРИБРЕЖНОГО ДЕЙСТВИЯ ДО ОКЕАНСКОГО РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО

Этапы строительства советского ВМФ (1945—1991 гг.)

 

Основной целью военного строительства, в рамках которого проходит реформирование Вооружённых сил РФ, является придание военной организации облика, удовлетворяющего потребности вооружённой защиты национальных интересов государства и соответствующего его экономическим возможностям. Вместе с тем достижение этой цели возможно только при соблюдении ряда условий, которые вытекают из анализа отечественного исторического опыта прошлых лет.

После окончания Второй мировой войны советский Военно-морской флот за сравнительно небольшой период времени прошёл путь развития от прибрежного до океанского ракетно-ядерного. В послевоенный период военное строительство являлось одним из ведущих направлений государственной деятельности. Острые противоречия между СССР и США в ходе «холодной войны» вынуждали советское руководство принимать действенные меры по укреплению обороноспособности страны. Развитие отдельных видов Вооружённых сил и взглядов на их оперативно-стратегическое применение проходило под влиянием общей военной стратегии в хронологических границах периодов строительства отечественных Вооружённых сил. Вместе с тем, применительно к Военно-морскому флоту этот процесс имел свои особенности.

Формирование взглядов советского военно-политического руководства на роль и место ВМФ в системе обеспечения безопасности государства в послевоенные годы происходило под влиянием ряда факторов. К первому из них можно отнести так называемый фактор победы, под воздействием которого, как отмечали некоторые военные теоретики, военное искусство страны, победившей в прошедшей войне, на какое-то время затормаживается в своём развитии, что обосновывается «непогрешимостью» избранного способа достижения стратегических целей войны1.

В Великой Отечественной и Советско-японской войнах ВМФ СССР в основном решал задачи по содействию войскам Красной армии на приморских направлениях и до конца военных действий оставался флотом прибрежного действия. Советская военная стратегия второй половины 1940—1950-х годов определяла характер будущей войны по типу прошедшей. В этой связи роль флота необоснованно ограничивалась его действиями в прибрежных районах. В послевоенной теории применения ВМФ в основу был положен опыт Великой Отечественной войны, не учитывалась возможность использования сил флота по обеспечению национальных интересов государства в удалённых районах Мирового океана.

Примером такого отношения к возможностям сил флота является задача, поставленная ВМФ на 1947 год: «…отразить возможную агрессию с морских направлений и обеспечить поддержку действий в этих целях сухопутных войск»2. Анализ содержания этой задачи показывает, что она практически не отличалась от задач, поставленных ВМФ перед началом Великой Отечественной войны, в мае 1941 года.

В первом послевоенном десятилетии отечественная военная мысль руководствовалась тем положением, что главная задача в войне решается сухопутными войсками, а достижение стратегических целей на театре военных действий возможно только после разгрома группировок войск противника и овладения вражеской территорией. При этом применение сил и войск ВМФ, несмотря на большой объём и сложность стоящих перед ними задач, в нашей теории ограничивалось сравнительно узкими рамками, определявшимися потребностями фронтовых или армейских объединений войск в содействии со стороны флота. Подготовка и проведение самостоятельных стратегических операций силами и войсками ВМФ не предусматривались.

Помимо этого необходимо отметить, что первые послевоенные годы теория военно-морского искусства развивалась в условиях взаимного недоверия и подозрительности, связанных с последствиями культа личности Сталина. Проведённые на весьма представительном уровне теоретические конференции, которые должны были определить пути дальнейшего развития военно-морского искусства, закончились безрезультатно. Особенно негативную роль сыграла борьба с космополитизмом, которая привела к тому, что ряд ведущих военно-морских теоретиков подверглись необоснованным репрессиям, а в Военно-морской академии прекратили изучать богатейший боевой опыт флотов капиталистических государств3.

Основными мероприятиями строительства ВМФ в послевоенный период являлись техническое оснащение, совершенствование организационной структуры, систем управления, базирования и береговой инфраструктуры сил флота.

Тяжёлые потери, понесённые советским флотом за годы Второй мировой войны, отечественная промышленность по ряду объективных причин смогла восполнить лишь частично. ВМС США и Великобритании по своему составу значительно превосходили советский ВМФ. Поэтому главным направлением в его строительстве являлось техническое оснащение. Оно осуществлялось в рамках судостроительных планов, которые, как правило, принимались на десятилетие (реже на пять лет). В этой связи в процессе развития сил советского флота правомерно будет выделить шесть этапов, соответствующих хронологическим границам реализации планов военного судостроения: первый 1946—1955 гг., второй 1956—1965 гг., третий (пятилетний) 1966—1970 гг., четвёртый 1971—1980 гг., пятый 1981—1985 гг. и шестой 1986—1991 гг. Выделение шестого этапа из хронологических рамок десятилетней программы технического оснащения ВМФ 1980-х годов обусловлено некоторыми изменениями, внесёнными в программу под влиянием «нового политического мышления», и принятием в СССР оборонительной военной доктрины.

Первый этап строительства отечественного ВМФ характеризуется увеличением численности корабельного состава, расширением системы базирования и неоднократными (не всегда обоснованными) изменениями в системе его управления.

Наркомат ВМФ ещё в 1944 году, учитывая мнения военных советов действующих флотов и Военно-морской академии, подготовил соображения о послевоенном развитии ВМФ. В основу расчётов по составу флотов были положены оперативно-стратегические задачи. Конкретный вероятный противник не указывался, расчёты были многовариантные, но ориентированные на противоборство с флотами крупнейших морских держав. В октябре 1944 года нарком ВМФ представил в ЦК ВКП(б) и Совнарком доклад о военном кораблестроении, а в августе 1945 года проект десятилетнего плана военного судостроения, предусматривающий сбалансированное строительство ВМФ, создание новых кораблей, в том числе авианосцев4.

Проект имел под собой достаточно серьёзные оперативно- стратегические обоснования, учитывал экономические возможности страны и перспективу развития судостроительной промышленности. Однако процесс развития ВМФ наряду с наличием объективных экономических трудностей в большой степени подвергался влиянию субъективных факторов. В результате в сентябре 1945 года на заседании Политбюро ЦК под давлением руководителя Наркомата судпрома И.И. Носенко разработанный флотом проект был отвергнут5. Попытки наркома ВМФ адмирала флота Н.Г. Кузнецова отстоять ведомственные интересы у руководителя государства закончились неудачей, поскольку его предложения о путях послевоенного развития флота взглядам И.В. Сталина не соответствовали. В результате был принят предложенный И.И. Носенко 10-летний план кораблестроения, который создание кораблей новых проектов не предусматривал, а фактически возобновлял реализацию сильно устаревшей предвоенной судостроительной программы 3-й пятилетки6.

С упразднением Наркомата ВМФ в 1946 году Н.Г. Кузнецов в качестве главнокомандующего Военно-морскими силами утратил право непосредственного обращения в правительство и министерства, что существенно ограничило его влияние на ход военно-морского строительства. Последующие попытки главкома ВМС обратить внимание руководства Вооружённых сил и страны на необходимость пересмотра планов развития флота и необоснованность реорганизационных перемен в ВМФ, проведённых по личному указанию И.В. Сталина в 1947 году, закончились отстранением Н.Г. Кузнецова от должности.

Тем не менее в 1951 году, когда отставание в развитии сил советского ВМФ от флотов передовых морских держав стало заметнее, Н.Г. Кузнецов вновь получил назначение на пост руководителя образованного в 1950 году Военно-морского министерства. С первых месяцев пребывания в должности он неоднократно обращался с письмами и докладами в Совет министров, к Н.А. Булганину, Г.В. Маленкову и лично к И.В. Сталину по вопросу необходимости срочного пересмотра плана военного кораблестроения. Однако к этому времени И.В. Сталин заметно отошёл от непосредственного руководства военным строительством7, а ответственный за вопросы развития флота Н.А. Булганин, по свидетельству Н.Г. Кузнецова, «не желая разбираться в его сложных и дорогостоящих проблемах, старался… задвинуть их на задний план или решать в пользу Минсудпрома»8.

Министр ВМС (с 1953 г. главком ВМС)9 Н.Г. Кузнецов большие надежды связывал с принятием плана судостроения на второе послевоенное десятилетие, формировавшегося созвучно его взглядам. Однако смена руководства в стране и последующие за этим новые необоснованные решения в области военного строительства, а также в отношении самого Н.Г. Кузнецова не позволили этим замыслам осуществиться10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Так, например, в межвоенном периоде в основу военной доктрины Франции был положен опыт Первой мировой войны без учёта качественных изменений, происходивших в военном искусстве и вооружении. Это во многом обусловило быстрое поражение Франции во Второй мировой войне. Г. Киссинджер отмечал, что крупная победа, одержанная в войне, зачастую становится тормозом в послевоенном развитии военной теории. См.: Киссинджер Г. Ядерное оружие и внешняя политика. М.: Воениздат, 1959. С. 78—81.

2 Три века Российского флота: В 3 т. Т. 3 / Б.И. Родионов, В.Д. Доценко, Г.Г. Костев и др. СПб.: LOGOS, 1996. С. 209.

3 Центральный Военно-морской архив. Ф. 444. Оп. 10525. Д. 26. Л. 13.

4 По предложенному ВМФ десятилетнему плану военного кораблестроения флот к 1 января 1956 г. должен был иметь 4 линейных корабля, 94 тяжёлых и лёгких крейсера, 6 эскадренных и 6 лёгких авианосцев, 168 больших, 204 средних и 123 малых подводных лодок. См.: Шитиков Е. Сталин и военное кораблестроение // Морской сборник. 1993. № 12. С. 59—62.

5 В данном случае нарком судостроительной промышленности И.И. Носенко отстаивал не государственные, а ведомственные интересы, пользуясь поддержкой председателя Госплана Н.А. Вознесенского. См.: Три века Российского флота… Т. 3. С. 218, 219.

6 В соответствии с планом флот должен был получить к 1 января 1956 г. 4 тяжёлых и 30 лёгких крейсеров, 188 эскадренных миноносцев, 367 подводных лодок и 3385 малых кораблей и катеров. См.: Давыдов А.Н., Киличенков А.А. Москва и судьбы российского флота: Архивные документы и исторические очерки. М.: Мосархив, 1996. С. 232—240.

7 В 1952 г. И.В. Сталин присутствовал на заседании ЦК по флотским вопросам всего два раза, а затем поручил все дела своим заместителям.

8 Кузнецов Н.Г. Крутые повороты. М.: Молодая гвардия, 1995. С. 38, 39.

9 В 1953 г. на базе существовавших Военного и Военно-морского министерств создано единое Министерство обороны СССР.

10 15 февраля 1956 г. Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов под надуманным предлогом был понижен в воинском звании и уволен из Вооружённых сил.