ПЕРВЫЙ ВОЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР РОССИИ

image_pdfimage_print

ПОЯВЛЕНИЕ в 1891 году первого автомобиля с бензиновым двигателем французской фирмы «Панар-Левассор» стало началом «транспортной революции» во всем мире.

В военных целях автомобили с бензиновыми двигателями впервые использовали итальянцы в войне с турками 1911—1912 гг. В русской армии первые автомобильные подразделения появились в 1910 году в составе 5 автомобильных рот и 6 команд при железнодорожных батальонах[i]. К началу Первой мировой войны автомобильный парк военного ведомства России насчитывал 711 автомобилей[ii].

Для подготовки военных автомобилистов в октябре 1910 года была сформирована Учебная автомобильная рота с местом дислокации в Санкт-Петербурге у Царскосельского вокзала. Рота подчинялась начальнику военных сообщений Главного управления Генерального штаба (ВОСО ГУ ГШ). В ее задачи входила подготовка военных шоферов и командного состава автомобильных подразделений, а также освоение новых видов грузовых и легковых автомобилей[iii]. Сюда направлялись для обучения прежде всего военнослужащие из личного состава железнодорожных и инженерных войск, а также из других частей. Обучались здесь и офицеры — будущие командиры автомобильных подразделений. Учебный курс был рассчитан на один год и подразделялся на два периода обучения — зимний и летний.

Рота стала не только учебным центром, здесь проводилась необходимая исследовательская работа. Так, в 1911—1912 гг. был организован ряд многокилометровых пробегов грузовых и легковых автомобилей отечественных и зарубежных фирм, по результатам которых принимались решения о закупке автомобилей для военного ведомства у той или иной фирмы. Приобретение автомобилей возлагалось на специальную комиссию. По штатному расписанию[iv] на 1912 год в роте состояло на разных должностях офицеров — 11, классных чиновников — 3, нижних чинов — 82. Кроме того, переменный состав насчитывал: офицеров — 15, нижних чинов — 90.

Дальнейшее развитие военно-автомобильного дела в России и начавшаяся Первая мировая война заставили пересмотреть как организацию, так и штат этого учебного заведения. В декабре 1914 года военный совет рассмотрел и утвердил временный штат и положение о Военной автомобильной школе, а также штат формируемой при ней запасной автомобильной роты[v]. Теперь Военная автомобильная школа состояла из: управления (офицеров — 7, военных чиновников — 6, священник — 1, нижние чины — 56); офицерского класса (офицеры постоянного состава — 3, обучающиеся офицеры — 120, нижние чины — 8); школы автомобильных мастеров (обучающиеся нижние чины — 200 человек); испытательной станции (офицеров — 1, инженер-механик — 1, нижние чины — 14); электрической станции (офицеры — 1, нижние чины — 15).

Строевой состав школы включал в себя строевую роту (офицеры — 9, нижние чины — 160) и техническую роту (офицеры — 9, нижние чины — 253, по вольному найму — 6).

Всего в Военной автомобильной школе по временному штату насчитывалось 870 человек. Кроме того, при школе состояла нестроевая команда, имелись химическая и электротехническая лаборатории, микро-спектро-фотографический кабинет, библиотека, церковь, музей и автомобильный парк запаса военного времени. Начальником школы был назначен генерал-майор П.И. Секретов, ставший первым генералом-автомобилистом в России.

ИМЕЯ СОЛИДНУЮ опытовую и техническую базу, школа стала выполнять функции, во многом сходные с научно-исследовательским центром[vi]. Здесь не только готовили специалистов для военно-автомобильной службы, но и подробно изучали различные системы «самодвижущихся повозок» в целях «применения их к военным потребностям», следили за открытиями и изобретениями в автомобильной отрасли, производили опыты, касающиеся свойств и устройства автомобилей и двигателей для них, а также испытания с целью проектирования новых и изменения существующих образцов. В школе также испытывали и проверяли технические качества автомобилей, предназначаемых для войсковых частей и учреждений.

В связи с переподчинением железнодорожных войск от Главного управления Генерального штаба Главному военно-техническому управлению школа еще более приблизилась к уровню автомобильного исследовательского центра. Теперь ее руководящий состав должен был иметь высшее техническое образование, курс обучения для офицеров увеличился до двух лет. Прием в школу был очень жестким как по медицинским показаниям, так и по уровню подготовки. Офицерский курс подготовки включал 12 предметов, разделенных на главные и второстепенные. К главным относились: автомобильное дело, двигатели внутреннего сгорания, теория автомобильного двигателя (динамическая и термическая), учение о прочности частей автомобиля (основы статики и сопротивления материалов), оборудование гаража и мастерских, организация военно-автомобильного дела и отчетность. Второстепенными считались математика, теория и детали машин и механизмов (прикладная механика), технология и обработка металлов, технология жидких топлив и смазочных масел, основы электротехники, тактика и администрация.

Для нижних чинов, обучавшихся в школе, также были предусмотрены теоретические и практические занятия. К теоретическим были отнесены: арифметика, начальная геометрия, физика, электротехника, механика, общие сведения о тепловых двигателях. На практических занятиях будущие военные шоферы познавали устройство автомобиля, учились слесарничать и обращаться с точными измерительными инструментами, а также осваивали ацетилено-кислородную сварку.

На испытательной станции Военной автомобильной школы проходили соответствующие испытания все «самодвижущиеся повозки», поступавшие на снабжение русской армии. На каждой машине или отдельных ее частях, выдержавших испытание, выставляли особый знак. Одновременно заполнялось свидетельство об испытаниях, подписанное начальником школы, заведующим испытательной станцией и инженером-механиком, и скрепленное печатью школы. Подлинник свидетельства пересылался в ту часть или учреждение, куда направлялась машина или агрегат, а копия хранилась в делах школы. Такое свидетельство должна была иметь каждая военная «самодвижущая повозка».

Таким образом, автомобильная школа фактически стала центром автотехнического обеспечения русской армии. Она осуществляла не только подготовку специалистов по автоделу, но и участвовала в формировании автомобильных рот и санитарных отрядов, осуществляла снабжение материалами, запасными частями и автомобилями подразделения и части, проводила закупку автомобилей за границей, выполняла ремонт. Военная автомобильная школа, став первым военным автомобильным учебно-исследовательским центром России, просуществовала в Петрограде до 1918 года. Часть ее оборудования затем была перевезена в Москву и использована при организации Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ).

Непродолжительная история ее существования заложила основы подготовки военных автомобилистов в нашей стране. Современным учебно-научные подразделения, научно-исследовательские учреждения и военно-учебные заведения страны, осуществляющие подготовку офицеров и специалистов для автомобильных частей и подразделений Вооруженных сил России, ведущие разработку

 


[i] Старостенков Н.А. Железнодорожный транспорт и обороноспособность Российской империи (вторая половина ХIX века — 1914 год) / Под ред. Г.И. Когатько. М.: ООО «Русь-стиль XXI век», 2002. С. 235; Жилин А. Большая программа по усилению русской армии / Воен.-истор. журнал. 1974. № 7. С. 95.

[ii] Советская Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 1976. Т. 1. С. 86.

[iii] Мотовилин Г.В. Первый автомобильный учебный центр России. / Сборник научных трудов № 2. Академия транспорта. СПб.: ОО «ЦСПТ», 1997. С. 167—168.

[iv] Там же. С. 167.

[v] Приказы по военному ведомству. № 17 от 12 января 1915 г. С. 21—73.

[vi] Там же. С. 32—73.

 

Иванов Анатолий Поликарпович.

Родился 5 января 1948 года в Псковской области.

Окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта (1967), Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (1973), Симферопольское высшее военно-политическое строительное училише (1976), Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1983).

Полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (1998).

В 1968—1969 гг. проходил срочную службу, после окончания Высшей комсомольской школы служил на различных офицерских должностях. В настоящее время старший научный сотрудник Военно-транспортного университета железнодорожных войск (Санкт-Петербург).

Специалист в области истории железнодорожных войск России и зарубежья.

Имеет ряд публикаций по данной теме, всего опубликовано 45 работ.