Модернизация противовоздушной обороны Великобритании в 1930-е годы

image_pdfimage_print

Аннотация. Статья освещает проблемы и основные этапы модернизации противовоздушной обороны Великобритании накануне Второй мировой войны.

Summary. The article covers the issues and main stages of modernisation of Great Britain’s Air Defence before the Second World War.

В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ

 

РАЖЕВ Александр Викторович — доцент кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, кандидат исторических наук

(г. Челябинск. E-mail guibert@mail.ru).

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 1930-е ГОДЫ

 

Ещё в 1909 году после перелёта Л. Блерио через Ла-Манш  британская газета «Дейли Экспресс» констатировала: «Британия больше не остров». Стремительное развитие авиации в последующие годы поставило перед Соединённым королевством вопрос о мерах противовоздушной обороны. К концу Первой мировой войны в Британии была сформирована достаточно эффективная система ПВО из 480 зенитный орудий и 706 прожекторов. Но после восстановления мира в Европе, несмотря на возражения одного из её основателей генерала Э. Ашмора, она практически исчезла1.

Все зенитные подразделения в декабре 1920 года были сведены в 1-ю противовоздушную бригаду под командованием Э. Ашмора, которая состояла из зенитного артиллерийского полка (впоследствии из двух полков), прожекторного батальона и роты связи. В 1922 году в результате реорганизации территориальных частей были созданы четыре тяжёлых зенитных артиллерийских полка, позже объединённых в 26-ю и 27-ю территориальные бригады. В том же году комиссия во главе коммодором Дж. Стилом и полковником В. Бартоломью передала регулярные и территориальные зенитные части ПВО в оперативное подчинение командованию воздушной обороны королевских ВВС. По штату в этих частях были 264 зенитных орудия и 672 прожектора, распределённые по двум зонам ПВО — внутренняя (район Лондона) и внешняя (юго-восточные районы Англии от Саффолка до Суссекса). Между ними располагались базы истребительной авиации2. Большинство сил ПВО признавались минимальными и были небоеспособны.

К концу 1920-х годов, по оценке командующего воздушной обороной вице-маршала авиации Дж. Салмонда, в случае войны в состояние боеготовности можно было привести лишь 27 проц. зенитных орудий и 22 проц. прожекторов3. Численность личного состава не позволяла надеяться на эффективное прикрытие неба над столицей. В то время распространялось мнение, основанное на идеях маршала королевских ВВС Х. Трэнчарда, итальянского военного теоретика Д. Дуэ и других, будто зенитная артиллерия малоэффективна. Теоретики воздушной войны видели спасение в истребителях и рассчитывали на бомбардировщики как единственное средство остудить пыл потенциального агрессора, убедить в неотвратимости ответного удара с воздуха4.

В начале 1930-х годов тревожные сведения из Германии о воссоздании там вооружённых сил, в том числе ВВС заставили британское правительство заняться перевооружением армии. Одним из первых был поставлен вопрос о ПВО. В 1932 году лидер консервативной оппозиции С. Болдуин произнёс знаменитую фразу: «Бомбардировщик всегда пройдёт»5. Она отразила обеспокоенность военно-политических кругов угрозой, от которой у Британии не было адекватной защиты.

Угрожающе звучала и оценка «заднескамеечника» (рядовой член британского парламента, не входивший ни в правительственное, ни в оппозиционное руководство) У. Черчилля, который назвал Лондон «огромной, жирной коровой, привлекающей хищников»6, призвав ответить на создание немецкой военной авиации скорейшим усилением королевских ВВС.

Настроение в общественно-политических кругах историки назвали «воздушной паникой». В то время небо Британии прикрывали 6 регулярных и 23 территориальных зенитных артиллерийских батареи ПВО, входивших в 2 регулярные бригады (одна из них существовала лишь на бумаге) и 3 территориальные бригады ПВО. В частях ПВО не хватало военнослужащих, вооружения, средств связи и пр. Парламентарии констатировали, что «страна открыта для ударов с воздуха в любой точке»7. Штаб ВВС на основе опыта Первой мировой войны прогнозировал: в первые 24 часа бомбардировки погибнут 1700 человек и 3300 будут ранены, в следующие 24 часа пострадают свыше 3600 человек, из них 1275 будут убиты8. «Мы сами себя разоружили», — сделал горький вывод премьер-министр Дж. Макдональд9.

Летом 1934 года командование ПВО рассматривало различные варианты усиления защищённости Великобритании с воздуха. По одобренному в январе 1935 года плану силы ПВО территориальной армии должны были составить 46 зенитных батарей и 25 прожекторных рот для внешней и внутренней артиллерийских зон. При этом внешнюю артиллерийскую зону ПВО расширили на восточные и юго-восточные районы Англии от Тиса в Йоркшире до Портсмута в Хэмпшире. 54 прожекторные роты планировали разместить в зоне истребительного прикрытия. Формировались 11 зенитных батарей и 7 прожекторных рот для прикрытия таких крупных промышленных и портовых городов, как Ньюкасл, Манчестер, Шеффилд, Бирмингем, Дувр, Портсмут и др. Численность личного состава войск ПВО должна была составить 43 500 человек, вооружение — 544 зенитных орудия, 2334 прожектора, около 300 зенитных пулемётов Льюиса10. Бригады были реорганизованы в группы ПВО, полки развёрнуты в бригады.

Одновременно был поставлен вопрос о замене устаревшего 3-дюймового зенитного орудия образца 1914 года, составлявшего основу вооружения зенитных артиллерийских частей. Требования к характеристикам нового орудия были определены ещё в 1928 году: калибр — 94 мм (3,7 дюйма), потолок стрельбы — 9,7 км, вес снаряда — 11 кг. Оно должно было стать самым современным, оснащённым электронным вычислением углов прицеливания и автоматическим наведением. Разработка была поручена фирме «Виккерс». Из-за малого финансирования проектирование затянулось. К началу 1930-х годов требования военных возросли: потолок стрельбы — 11 км, вес снаряда — 13 кг. Появилось и новое требование — скорость буксировки — до 40 км/ч, чтобы пушка была мобильной для повышения гибкости ПВО. Лишь в апреле 1936 года фирма «Виккерс» представила опытный образец. Но к середине 1930-х годов он не обеспечивал всех потребностей ПВО, требовалось орудие большего калибра. Значительное сокращение военной промышленности в межвоенный период не позволяло рассчитывать на зенитные орудия калибром свыше 100 мм. Выходом стало предложение адмиралтейства использовать 114-мм (4,5-дюймовые) морские орудия QF 4.5inc. MK1. В отличие от мобильных орудий их планировалось монтировать на стационарных лафетах. В адмиралтействе рассудили, что дислокация батарей будет совпадать с расположением баз и верфей флота, поэтому не возникнет проблем с боеприпасами.

Комитет воздушной обороны под руководством главного маршала авиации Г. Брук-Попхэма предполагал завершить организацию воздушной обороны в три этапа за 5 лет11. Но правительство, сосредоточив внимание на проблемах авиации, не собиралось увеличивать финансирование армии, а генеральный штаб считал нужды ПВО второстепенными по сравнению с задачами развития полевой армии. Военные ограничились лишь повышением обороноспособности ПВО Южной Англии, опиравшейся на 196 орудий, из них 104 для ПВО Лондона12. Но, как отмечал военный министр, в частях не было вооружения и техники ни для боевых действий, ни даже для учений.

В 1936 году в план Брук-Попхэма были внесены коррективы. Прежде всего, пересмотрена организационная структура ПВО. Единое командование воздушной обороны было упразднено, истребительные эскадрильи переданы новому авиакомандованию, зенитные части объединены в 1-ю Лондонскую дивизию ПВО. Кроме того, была ликвидирована внешняя артиллерийская зона. Ставка делалась на истребительное прикрытие, а также на локальные зоны ПВО вокруг основных городов и портов. Было также решено увеличить число орудий. В 1936 году формировались новые территориальные группы ПВО (бригады): 29-я Восточно-Английская, 30-я Нортумберландская, 31-я Северо-Мидландская, 32-я Мидландская, 33-я Западная. На вооружении 76 батарей должны были стоять 288 стационарных 4,5-дюймовых и 320 мобильных 3,7-дюймовых орудий13. 3-дюймовые орудия подлежали постепенному списанию. Также в планах было развёртывание 108 прожекторных рот (2457 прожекторов). Небо Лондона должны были прикрыть 32 4,5-дюймовых и 64 3,7-дюймовых орудия. Увеличение числа батарей, а также стремление прикрыть территорию Англии к северу от Мидленда потребовало формирования в сентябре 1936 года 2-й дивизии ПВО со штабом в Нотингемшире. Этот план назвали «идеальным». Но трудности военного министерства скорректировали его.

Первостепенной причиной медленного развёртывания сил ПВО стала позиция армейского руководства, настроенного против выделения средств на их перевооружение. Главной задачей генштаб считал создание экспедиционного корпуса для действий на континенте совместно с французской армией.

Различия подходов к модернизации вооружённых сил проявились зимой 1936 — весной 1937 гг. в ходе дискуссии между военным министром А. Дафф Купером и канцлером казначейства Н. Чемберленом14, который считал, что армии следовало ограничиться обеспечением обороны, в первую очередь, защитой от ударов с воздуха. А начальник имперского генерального штаба фельдмаршал С. Деверелл и его коллеги негативно относились к подобным намерениям политического руководства, отказывались рассматривать вопросы переориентации войск на задачи ПВО. Деверелл говорил журналисту Б. Лиддел-Гарту15 в декабре 1936 года, что расходы на ПВО ставят под угрозу всю армию16. Ему вторил один из теоретиков танковой войны генерал П. Хоббарт: «Претензии ПВО не должны мешать строительству сильной полевой армии». Лучшей защитой Британии от воздушных налётов военные считали предотвращение захвата немцами аэродромов в Бельгии и Голландии.

В феврале 1937 года министр координации обороны Т. Инскип и департамент министерства внутренних дел, занимавшийся проблемами воздушной безопасности, подготовили новый проект развития войск ПВО, который соответствовал взглядам Н. Чемберлена. По их мнению, артиллерийскую составляющую ПВО требовалось значительно увеличить — с 608 до 1264 орудий17 и крупнокалиберных зенитных пулемётов, число зенитных артиллерийских батарей — с 76 до 15818.

Комитет по переориентации воздушной обороны считал, что увеличение германской авиации и рост возможностей немецких бомбардировщиков требовали пересмотреть всю систему ПВО, расширить зону прикрытия, сделать её более эластичной при большей плотности огня. Так, число орудий, прикрывавших Лондон, должно было возрасти с 216 до 448, Бристоля с 16 до 56. Многие города были включены в список нуждавшихся в прикрытии, что также требовало увеличить число орудий.

В военном ведомстве эти планы восприняли скептически. Малый приток добровольцев не позволял укомплектовать по штатам даже существовавшие подразделения, увеличить их число не было возможности. Попытки военного министра обратить внимание правительства на эту проблему оказались безуспешными19. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Ашмор Э. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. М.: Воениздат, 1936. С. 130.

2 Dobinson C. AA Command: Britain’s Anti-aircraft Defences of the Second World War. London, 2001. P. 69.

3 Ibid. P. 80.

4 Werrell K.P. Archie to SAM: a Short Operational History of Ground-based Air Defense. Alabama, 2005. P. 6.

5 Parliamentary Debates (House of Commons), 5th ser., Vol. 28. Col. 632.

6 В 1930-е гг. появилась теория «нокаутирующего удара» с воздуха, основанная на мрачных прогнозах неизбежной капитуляции любого государства в результате отсутствия защиты от него. Она оказывала значительное влияние не британские предвоенные планы.

7 Parliamentary Debates (House of Commons), 5th ser., Vol. 285. Col. 1146-7.

8 Shay R.P. British rearmament in the 1930s. Politics and profit. Princeton, 1977. P. 37.

9 Parliamentary Debates (House of Commons). 5th ser. Vol. 285. Col. 7.

10 James T.C.G. Growth of Fighter Command, 1936—1940: Air Defence of Great Britain. New York, 2014. P. 14.

11 Collier B. Defense of The United Kingdom. London, 1957. P. 33.

12 Ibid. P. 34.

13 Ibid. P. 45.

14 Ражев А.В. Большая стратегия и ведомственные противоречия: проблема модернизации сухопутной армии Великобритании во второй половине 1930-х гг. // Воен.-истор. журнал. 2012. №9. С. 67—73.

15 Б. Лиддел-Гарт (Liddell Hart B.H.) — английский военный журналист, историк и теоретик, оказавший влияние на британские взгляды на характер войны в XX веке и военную стратегию.

16 Ironsid E. The Ironside diaries, 1937—1940 / ed. by Macleod R., Kelly D. London, 1962. P. 38.

17 В конце 1930-х гг. Великобритания купила у Швеции лицензию на производство 40-мм зенитного орудия Bofors L60. Оно оказалось надёжным и простым в эксплуатации.

18 Public Record Office. Cabinet Papers (PRO. CAB.). 24/276. Vol. 149. Ll. 235. C.P. 99(38).

19 Ражев А.В. Социально-экономические реформы в британской армии накануне Второй мировой войны // Военно-исторический журнал. 2014. №3. С. 15—21.