Энергичный, твёрдый и настойчивый работник

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье показан жизненный путь бывшего командующего Дальневосточной военной флотилией и начальника 2-го (севастопольского) военно-морского училища, дважды орденоносца, флагмана 2 ранга Я.И. Озолина, необоснованно репрессированного в 1938 г.

Summary. The article shows the way of life of the former commander of the Far Eastern military flotilla, and chief of the 2nd (Sevastopol) Naval Academy, double order bearer, a leader of the 2nd rank Frenkel Ozolin groundlessly repressed in 1938

Забытое имя

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

(г. Краснодар. E -mail: Flagman.Flota@yandex.ru).

 

«ЭНЕРГИЧНЫЙ, ТВЁРДЫЙ И НАСТОЙЧИВЫЙ РАБОТНИК»

 

Так в мае 1927 года писал о своём подчинённом — командующем Дальневосточной военной флотилией Я.И. Озолине бывший тогда начальником Военно-морских сил (наморси) РККА и членом РВСР Р.А. Муклевич. В ходе Советско-китайского конфликта 1929 года Я.И. Озолин полностью подтвердил данную ему характеристику: его подчинённые успешно действовали вместе с авиацией против китайской Сунгарийской флотилии, в результате чего та была полностью уничтожена. Командующий флотилией за боевые заслуги получил самую почётную награду того времени — орден Красного Знамени. Надо сказать, что это была его вторая такая награда. Свой первый орден Красного Знамени он получил ещё в 1923 году за отличие в бою Азовской военной флотилии с белогвардейскими морскими силами в сентябре 1920 года. Так кто же он был, этот энергичный и талантливый боец революции, твёрдый защитник советской власти, ею же впоследствии и уничтоженный?

Яков Иванович Озолин (Екаб Янович Озолиньш) родился 20 июня (2 июля) 1883 года в городе Велло Лифляндской губернии (Латвия) в крестьянской семье. Окончил два класса школы Министерства народного просвещения России, затем уехал к дяде — рабочему Путиловского завода в Петербург, где поступил за казённый счёт в Школу морских фельдшеров в Кронштадте1. Окончив её в мае 1910 года, служил на Балтийском флоте, плавал на транспорте «Николаев» и крейсере «Диана». В 1911 году Я.И. Озолина перевели на канонерскую лодку «Карс», на которой тогда служил мичманом Э.С. Панцержанский, будущий начальник Морских сил СССР. Вскоре «Карс» вместе с экипажем перебазировали на Каспий, где лодка использовалась для перевозки войск персидского шаха, участвовавших в подавлении крестьянских восстаний в Персии. Жестокость, с которой расправлялись верные шаху войска с восставшими, заставила молодого моряка по-иному взглянуть на жизнь, и в конце 1911 года Яков Иванович, находясь в Баку, вступил в партию социалистов-революционеров (эсеров), в которой и состоял до 1918 года2. Вполне возможно, что это обстоятельство «аукнулось» ему в   1930-х годах.

В годы Первой мировой войны Я.И. Озолин служил на различных кораблях в должности санитарного кондуктора, после Февральской революции исполнял обязанности члена Севастопольского Совета, затем заместителя председателя Таврического губернского профсоюза помощников врачей. С октября 1917 по январь 1918 года Я.И. Озолин находился в Петрограде, принимал участие во Всероссийской конференции военных моряков3. Тогда же он вместе с другими военморами под руководством А.Г. Железнякова, начальника караула Таврического дворца, принял участие в разгоне Учредительного собрания. В феврале 1918 года Яков Иванович возвратился в Севастополь.

После захвата немцами Крыма Я.И. Озолин пробрался через оккупированную Германией Украину в Москву. В июле 1918 года он уехал в Витебск, где формировалась так называемая Флотилия Советской Латвии, просуществовавшая с марта по ноябрь 1919 года. Там Я.И. Озолин был избран членом Витебского городского Совета. Тогда же он вступил в ряды РКП(б).

В ноябре 1919 года на базе Западно-Двинского отряда флотилии создаётся Западно-Двинская военная флотилия, где Я.И. Озолин сначала являлся помощником военного комиссара, а затем — военным комиссаром4. Флотилия, базировавшаяся на Витебск и состоявшая всего из нескольких бронекатеров и вооружённых речных судов, тем не менее активно участвовала в отражении польских сил в 1920 году, важную роль сыграла в перевозках войск и военных грузов, обеспечении флангов советских соединений.

После расформирования флотилии Я.И. Озолина переводят на юг и назначают военным комиссаром воссозданной Азовской военной флотилии, которой командовали сначала С.Е. Маркелов, затем Е.С. Гернет.

Флотилия, базировавшаяся на Таганрог и Мариуполь, оказывала огневую поддержку сухопутным силам, вела успешные боевые действия против белогвардейских кораблей, в частности, одержав победы 9 июля 1920 года у Кривой Косы, 24 августа — у Приморско-Ахтарской и 15 сентября — у Обиточной Косы. В этом бою отличился и Озолин: будучи контуженным, он продолжал выполнять свои обязанности, что способствовало слаженности действий командиров кораблей.

Командовавший в то время Морскими силами Советской Республики А.В. Немитц, будущий вице-адмирал (1941), отметил энергичное и искусное управление кораблями в этом бою и объявил благодарность всему личному составу флотилии5. Однако индивидуальные награды пришли значительно позднее. Так, орден Красного Знамени за этот бой Я.И. Озолин получил лишь 1 февраля 1923 года6.

В апреле 1921 года Азовская военная флотилия была расформирована, личный состав и корабли переданы Черноморскому флоту. Я.И. Озолин получил назначение на должность военного комиссара Береговой обороны Кавказского побережья Чёрного моря. Правда, вскоре пришло повышение: уже в августе Якова Ивановича назначили военным комиссаром штаба Морских сил Чёрного моря (МСЧМ)7. Здесь он снова служил с Э.С. Панцержанским, затем с И.К. Кожановым, А.С. Максимовым, В.Ю. Рыбалтовским. Помимо текущих флотских дел Яков Иванович находил время и для работы в местных органах власти, в 1920—1921 гг. состоял членом Севастопольского городского Совета.

Приходилось выполнять и весьма неприятные поручения, вернее приказы. Так, в 1921 году, после Кронштадтского мятежа на флоте начались «чистки». Не миновали они и черноморцев. Здесь председателем комиссии был назначен Я.И. Озолин. После завершения работы комиссии её председателя перевели в Москву на должность военного комиссара Строевого управления Морского штаба, а вскоре он «по совместительству» возглавил и само управление.

Работа Строевого управления заключалась в основном в комплектовании и учёте личного состава, но даже находясь на этой должности, Я.И. Озолин понял, что опыта участия в революции и Гражданской войне ему недостаточно: требовались глубокие теоретические знания в области военного дела. И Яков Иванович попросил отпустить его на учёбу.

6 ноября 1925 года Я.И. Озолина зачислили на Высшие морские академические курсы при Военно-морской академии РККФ, а уже 12-го он приступил к занятиям. Вместе с ним учились такие видные флотские деятели, как В.М. Орлов, М.В. Викторов, Л.М. Галлер и другие. В апреле 1926 года состоялся выпуск «академиков», как их в шутку называли, а в октябре Озолин был назначен командующим Дальневосточной военной флотилией (ДВФ)8. Так с сентября 1926 года по январь 1931 года называлась Амурская военная флотилия. Прибыв в Хабаровск, он сразу же взялся за дело. Успехи в боевой подготовке флотилии были положительно отмечены вышестоящим командованием. Р.А. Муклевич, возглавлявший тогда Военно-морские силы, дал командующему ДВФ такую аттестацию: «Я.И. Озолин энергичный, твёрдый и настойчивый работник. Инициативен и весьма работоспособен. Требователен в равной степени как к себе, так и к подчинённым. В занимаемой должности всего 6 месяцев, но тем не менее сумел для флотилии очень многое сделать, как в отношении поднятия её технической мощи (перевооружения), так и в отношении учебно-боевой подготовки… Занимаемой должности соответствует. Наморси Р. Муклевич»9.

Отметим, что Я.И. Озолин находил время и для работы в выборных органах советской власти и партийных организаций. В 1927—1930 гг. он являлся членом Далькрайисполкома, кандидатом (с 1927 г.) и членом (с 1928 по 1930 г.) Далькрайкома ВКП(б), членом Хабаровского краевого Совета (в 1929 г.). За активную работу на выборных постах 23 февраля 1928 года Я.И. Озолин был награждён револьвером от ЦК ВЛКСМ и золотыми часами от РВС СССР10.

Но основным итогом его службы на Дальнем Востоке стало участие в ходе конфликта на КВЖД, в разгроме белокитайской Сунгарийской флотилии. ДВФ, имея в своём составе 14 кораблей (мониторы, канонерские лодки и бронекатера), группу тральщиков, 14 самолётов и десантный батальон, успешно высадила несколько десантов, огнём своей артиллерии подавляла вражескую оборону и в конце концов разгромила белокитайскую Сунгарийскую флотилию.

Основные события развернулись в октябре и в начале декабря 1929 года.

В ночь на 12 октября 4 монитора и 2 канонерские лодки заняли огневые позиции в устье реки Сунгари. В 6 часов 10 минут первыми нанесли удар по Лахасусу бомбардировщики, через 2 минуты корабли открыли сильный артиллерийский огонь по береговым укреплениям и кораблям противника. Неприятельская флотилия, потеряв 5 кораблей, поспешно ушла вверх по Сунгари. Тральщики ДВФ протралили фарватер, по которому канонерские лодки и бронекатера прорвались на рейд Лахасусу и высадили десант. К 15 часам он овладел городом и крепостью, захватив богатые трофеи. Однако китайское командование, рассчитывая на реванш, не приняло советские предложения о переговорах и стало стягивать крупные силы в район города Фугдин — сильный укреплённый район на реке Сунгари. Здесь же находились остатки Сунгарийской флотилии. Реввоенсовет Особой Дальневосточной армии (ОДВА) поручил командующему ДВФ разгромить фугдинскую группировку противника. Для этой цели флотилии были оперативно подчинены 4-й Волочаевский и 5-й Амурский стрелковые полки и авиационная группа. К операции привлекались основные силы флотилии: 4 монитора, 4 канонерские лодки, минный заградитель, 2 тральщика, 3 бронекатера, 5 транспортов и 3 баржи с десантом.

30 октября корабли начали движение вверх по Сунгари. С рассветом 31 октября они подошли к Фугдину. Завязался упорный артиллерийский бой с береговыми батареями и кораблями противника. В это время тральщики протралили подходы к пунктам высадки. Около 11 часов минный заградитель «Сильный» первым начал высадку подразделений десанта. Действия десанта и кораблей активно поддерживались авиацией. Всю ночь на 1 ноября шли уличные бои. Под утро окружённые части противника сдались. Остатки китайской флотилии были потоплены, китайские укрепления взорваны. 2 ноября корабли ДВФ с десантом покинули Фугдин.

События под Фугдином ускорили окончание конфликта. 22 декабря 1929 года в Хабаровске был подписан протокол о восстановлении законных прав Советского государства на КВЖД.

Отмечая вклад ДВФ в разгром противника, командующий ОДВА отмечал: «В двадцать первом году Амурская флотилия находилась в жалком состоянии… Прошло несколько лет, и недавно флотилия показала, что она является одной из лучших флотилий в мире»11.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 2863. Л. 1, 15.

2 Там же. Л. 2, 3.

3 Она получила также название Всероссийский съезд военного флота, проходил 18—25 ноября (1—8 декабря) 1917 г. Присутствовали 190 делегатов. Съезд осудил деятельность Центробалта, для управления флотом создал Верховную морскую коллегию, был упразднён Военно-морской ревкомом.

4 Доценко В.Д. Словарь биографический морской. СПб., 2001. С. 285.

5 РГА ВМФ. Ф. 446. Д. 6. Л. 8.

6 Там же. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 2863. Л. 5.

7 Военно-морской энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Куроедова. М.: Воениздат, 2003. С. 553.

8 Доценко В.Д. Указ. соч. С. 285.

9 РГА ВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 2863. Л. 24.

10 Там же. Л. 9.

11 Багров В.Н., Сунгоркин Н.Ф. Краснознамённая Амурская флотилия. М., 1976. С. 106, 107.