Присланный материал представляет большую ценность…

image_pdfimage_print

Аннотация. В предлагаемой статье анализируетcя ряд ранее закрытых документов российских архивов, рассказывающих об использовании материалов советской военной разведки в отечественном авиастроении во второй половине 1930-х годов.

Summary. The proposed article examines a number of previously closed documents from Russian archives that tell about using materials from the Soviet military intelligence in the national aircraft industry during the second half of the 1930s.

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

 

ВАСИЛЬЕВ Владимир Васильевич — кандидат исторических наук, доцент

(Москва. E-mail: vasilev.vl@list.ru).

 

«ПРИСЛАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ…»

 

В предыдущей статье автором была рассмотрена тематика заданий получаемых от Военно-технического бюро (ВТБ) Разведывательным управлением (РУ) РККА и Иностранным отделом (ИНО) Главного управления госбезопасности (ГУГБ) НКВД, обязывавших их сотрудников добывать за границей материалы и сведения, необходимые советским конструкторам и производственникам для ускорения работ по созданию новых образцов техники и вооружения. В предлагаемой вниманию читателей статье автор продолжает начатую тему, рассказывая о том, какие сведения и материалы авиационно-технического характера удалось добыть в предвоенные годы советской разведке в соответствии с получавшими заданиями и в какой степени они были востребованы отечественной авиационной промышленностью.

Значительный интерес представляли американские новинки в области военной авиации. В числе добытых материалов значились: циркуляры Воздушного министерства США; расчётные данные и чертежи двухмоторного истребителя; описание и чертежи новейшего скоростного самолёта, развивавшего скорость 630 км/час; расчётный материал и чертежи истребителя ХР-34; чертежи и спецификации нового двухмоторного бомбардировщика ДБ-1 фирмы «Дуглас» (Douglas); подробное описание технологических процессов, принятых на самолётостроительных заводах корпораций «Боинг Эйркрафт» (Boeing Aircraft) и «Дуглас Эйркрафт» (Douglas Aircraft)1; указания материально-технического управления Воздушного корпуса США по выполнению чертёжных работ; сведения о современной системе проектирования боевых самолётов; результаты научных исследований вибраций самолётов и винтов2.

После того как сотрудники 3-го (военно-технического) отдела Разведывательного управления РККА установили их значение, они были направлены председателю Военно-технического бюро (ВТБ) при Комитете обороны СНК СССР, начальнику Управления Военно-воздушных сил (УВВС) РККА и некоторым другим адресатам для осведомления с целью сокращения сроков проектирования отечественных самолётов3.

Особый интерес, по мнению сотрудников Разведуправления, представляли описание и чертежи скоростного самолёта, спроектированного в середине 1936 года на авиационном факультете Миннесотского университета персонально для американского лётчика-рекордсмена полковника Роско Тэрнера. Начальник РУ РККА С.П. Урицкий все материалы по этой модели в январе 1937 года направил в СНК СССР на имя секретаря ВТБ С.В. Петренко-Лунёва, который переслал их в УВВС.

О дальнейшей судьбе этих материалов известно следующее. В июне 1937 года нарком оборонной промышленности СССР М.Л. Рухимович4 направил председателю ВТБ В.М. Молотову докладную записку «Об американском скоростном самолёте, строящемся для полковника Тэрнера». В ней, в частности, сообщалось: «Материал представляет интерес как пример решения вопроса о скоростном самолёте. Отличительными особенностями этого самолёта… являются: 1) Высокие лётные качества, полученные за счёт малой площади крыла… 2) Применение простых типов конструкции (деревянное крыло, сварной фюзеляж… неубирающиеся шасси)… 3) Запас горючего по сравнению с обычным истребителем примерно в 2 раза больше… Сомнительными являются — обзор при посадке, так как при выравнивании самолёта пилот не видит горизонта… посадочная скорость в 112 км/час может быть получена только при условии слива горючего перед посадкой или при выгорании горючего. Материал передан для использования конструкторским бюро заводов № 156, 39, 84»5. Позже военная разведка добыла новые, более обширные материалы по данному самолёту: 41 лист технического описания и 173 чертежа скоростного истребителя, который теперь назывался уже как М-11. Заместитель начальника РУ РККА комбриг А.Г. Орлов, направляя в ноябре 1937 года эти материалы секретарю Комитета обороны при СНК СССР комкору Г.Д. Базилевичу, просил сообщить об их дальнейшей судьбе. Спустя почти пять месяцев, в конце марта 1938 года М.М. Каганович6 доложил В.М. Молотову следующее: «Обширный материал по истребителю М-11… не представляет ценности. Материал передан главному конструктору завода № 156»7.

На этом документальные следы самолёта для Тэрнера теряются. Судя по всему, добытые военной разведкой материалы не нашли применения в советском самолётостроении. В то же время они позволили специалистам быть в курсе достижений американских конструкторов и инженеров в разработке скоростного истребителя.

Гораздо больший практический интерес вызвали материалы о недавно принятом на вооружение ВВС США стратегическом бомбардировщике ДБ-1, который в американской технической документации упоминался как В-18 и представлял собой переделанный в бомбардировщик коммерческий самолёт «Дуглас» ДС-2 с дальностью полёта до 3700 км8. В мае 1938 года в ВТБ поступило официальное заключение НКОП по самолёту ДБ-1, в котором указывалось, что вся техдокументация по данному самолёту передана Главному конструктору завода № 39 и в кратком переводе разослана на заводы № 156, 22, 84, 18, 135 и в НИИ ВВС9. В июле 1938 года исполнявший обязанности секретаря ВТБ И.П. Осипенко докладывал В.М. Молотову: «Поскольку, — писал он, — приобретаемый [у США] по договору о техпомощи самолёт ДС-3 должен быть нами переконструирован на военный тип, присланный материал представляет большую ценность и избавляет от длительных работ, связанных с работами по конструированию такого самолёта»10.

Заинтересовали советскую сторону, особенно ЦАГИ и НИИ ВВС, и другие добытые в США материалы, в частности, циркуляры Воздушного министерства США, данные об исследованиях причин вибраций самолётов и винтов, методы расчёта прочности на сжатие балок, изготовленных из листовой стали, и др.

Весьма перспективными по своему практическому применению у советских самолётостроителей считались и материалы, добываемые разведкой в Великобритании. Следует назвать такие технические новинки того времени, как высотный истребитель «Бристоль» (Bristol 138-А), одномоторный лёгкий бомбардировщик «Фейри Баттл»11 (Fairey Battle), радиоуправляемый самолёт «Куин-Би» (Queen-Bee), самолёт-моноплан, проходивший испытания в Королевском научно-исследовательском авиационном институте RAE12 в Фарнборо, прозрачная пластмасса фирмы «Перспекс» (Perspex), образцы авиационных лаков и красок. Представляли интерес и сведения о рекордном полёте на высоту 15,5 км (по другим источникам — 15,3 км) 28 октября 1936 года на истребителе «Бристоль» английского лётчика капитана Ф. Свейна (F. Swain).

Техническое описание, чертежи и схемы истребителя «Бристоль» 138-А, строившегося английской фирмой «Бристоль Эйркрафт, Лимитед» (Bristol Aircraft, Ltd), позволили советским специалистам и представителям УВВС РККА подробно ознакомиться с его конструктивными особенностями и тактико-техническими характеристиками. О важности проблемы говорит хотя бы тот факт, что материалы по британскому истребителю начальник РУ РККА С.П. Урицкий направил одновременно К.Е. Ворошилову, М.М. Кагановичу и Я.И. Алкснису (в то время заместитель наркома обороны по авиации). Подробное изучение этих материалов согласно указанию председателя ВТБ было проведено специалистами Бюро особых конструкций (БОК) Харьковского авиационного завода № 135, которые вскоре дали следующее заключение: «Материал представляет большой интерес, так как позволяет сравнить исходные требования к высотному самолёту. Нам необходимо немедленно приступить к созданию боевых самолётов с герметичными кабинами»13. Пошла в дело и прозрачная пластмасса английской фирмы «Перспекс», ВТБ признало её ценной и направило в авиационную промышленность для изготовления заменителя целлулоида.

Заинтересовались советские специалисты и английским беспилотником «Куин-Би» («Королевская Пчела»), строившимся фирмой «Де Хэвилленд» (De Havilland). В СССР созданием «телемеханических самолётов», как тогда называли беспилотники, занималась группа конструкторов и инженеров НИИ-20 под руководством С.Н. Гарнова14. Ими были созданы «телемеханические» ТБ-3, ДБ-3 и СБ, а также самолёт-мишень КТ-1. Так что в НИИ-20 внимательно подошли к изучению добытого разведкой технического описания английского беспилотника и возможностей его боевого использования. Правда, британское военное командование полагало, что беспилотные самолёты можно применять лишь для тренировки личного состава зенитной артиллерии, с чем не были согласны советские коллеги. Что касается одномоторного бомбардировщика, то в сентябре 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло по нему специальное решение: «… поручить торгпреду т[оварщу] Озерскому попытаться получить разрешение [английских властей] на продажу 1—2 скоростных бомбардировщиков «Батлл» фирмы Ферри и заключить договор на техническую помощь»15. Так как дальнейшая судьба принятого решения документально не прослеживается, надо полагать, что советскому торгпреду в Лондоне вряд ли удалось договориться с руководством самолётостроительной фирмы и тем самым решить вопрос легальным путём. Однако учитывая, что строительство лёгких одномоторных бомбардировщиков, каким являлся английский «Фейри Баттл», стало тогда одной из тенденций мирового самолётостроения, советская разведка всё же попыталась добыть по нему определённую техническую информацию. Правда, вскоре модель лёгкого бомбардировщика морально и технически устарела, и в 1940-х годах ему на смену пришли двухмоторные скоростные бомбардировщики.

Не осталась без внимания советской военной разведки и французская авиационная промышленность. В числе французских авиационно-технических новинок и иных документальных материалов, добытых военной разведкой по заданию ВТБ и УВВС РККА, значились: сведения о проекте двухмоторного истребителя «Деланн» ДС-2 (Delanne DС-2); образцы металлического покрытия одноместного истребителя «Моран» (Morane), а также «Программа научно-исследовательских работ по авиационной технике». Большая часть материалов была направлена в ВТБ, НКОП и НКТП, некоторые из них получили весьма высокую оценку. Так, в отношении истребителя «Деланн» ДС-2 в заключении ВТБ отмечалось, что в целом материал представляет интерес и прорабатывается в ЦАГИ. Получила положительную оценку и конструкция обшивки истребителя «Моран-Солнье». Выполненная из новейшего материала, она использовалась на Московском авиационном заводе № 39 в эксплуатационных целях. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В архивных документах наименования данных самолётостроительных фирм (корпораций), как и ряда других, упоминаются в упрощённой форме: «Боинг», «Дуглас».

2 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 8433. Оп. 5. Д. 196. Л. 8, 9, 15—17, 20, 21; Д. 199. Л. 5, 7, 9—11.

3 Там же. Д. 199. Л. 10.

4 Наркомом оборонной промышленности М.Л. Рухимович был с 8 декабря 1936 г. по 15 октября 1937 г. Расстрелян 29 июля 1938 г., реабилитирован в марте 1956 г.

5 ГА РФ. Д. 132. Л. 8.

6 Михаил Каганович, старший брат Юлия и Лазаря Кагановичей, в 1937—1939 гг. — нарком оборонной промышленности, в 1939—1940 гг. — нарком авиационной промышленности. В 1941 г. застрелился.

7 ГА РФ. Д. 132. Л. 10.

8 Один из лучших в то время советских дальних двухмоторных бомбардировщиков ДБ-3 (с мотором М-85) при бомбовой нагрузке в 1000 кг имел дальность 4000 км. Испытания этой машины были завершены в мае 1937 г.

9 ГА РФ. Ф. 8433. Оп. 3. Д. 31. Л. 71.

10 Там же. Л. 74.

11 В архивных источниках модель упоминается как «Фейри Бэттл».

12 Королевский авиационный научно-исследовательский институт RAE (Royal Aircraft Establishment (Ройял Эйркрафт Истэблишмент (РЭИ) — крупнейшая авиаракетно-космическая научно-исследовательская организация Великобритании.

13 ГА РФ. Ф. 8433. Оп. 5. Д. 196. Л. 10.

14 Смирнов С.А. Краткие очерки истории ВНИИРТ // ВНИИРТ. См.: интернет-ресурс: http://www.pvo.-guns.ru (дата обращения 11 августа 2011 г.).

15 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 20. Л. 77.