Аэродромное строительство на территории Приморского края в 1931—1945 гг.

image_pdfimage_print

K.Yu. KOLESNICHENKO, P.V. LEVSHOV – Airfield construction in the Primorye Territory in 1931-1945

Аннотация. В статье проводится анализ основных аспектов аэродромного строительства на территории Приморского края СССР в 1931—1945 гг.

Summary. The article analyzes the main aspects of airfield construction in the USSR’s Primorye Territory in 1931-1945.

КОЛЕСНИЧЕНКО Кирилл Юрьевич — доцент кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат политических наук

(г. Владивосток. E-mail: generalgrant@mail.ru)

ЛЕВШОВ Павел Владимирович — главный специалист государственного казённого учреждения Приморского края по пожарной безопасности (ГОЧС), полковник запаса

(г. Владивосток. E-mail: generalgrant@mail.ru)

 

АЭРОДРОМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 1931—1945 гг.

 

Осложнение военно-политической обстановки на дальневосточных границах СССР в 30-х годах ХХ века потребовало наращивания мощи советских ВВС в этом регионе, что в свою очередь обусловливало необходимость создания соответствующей инфраструктуры для их развёртывания, и в первую очередь базовых и оперативных аэродромов. Однако начавшееся строительство столкнулось с большими трудностями.

В первой половине 30-х годов ХХ века стремительно менявшаяся международная обстановка стимулировала активное наращивание советской военной группировки на Дальнем Востоке: в сентябре 1931 года японская армия начала широкомасштабные военные действия в Маньчжурии против китайских войск, а к концу 1932 года японские войска вышли на линию советско-китайской границы.

Советское военно-политическое руководство, оценивая военную опасность со стороны Японии как наивысшую, приняло комплекс мер военного, политического и экономического характера с целью повышения обороноспособности Дальнего Востока. Авиация, механизированные войска и артиллерия рассматривались в качестве важнейшего фактора, позволявшего в кратчайшие сроки решить задачу обеспечения обороны региона.

Наращивание группировки военно-воздушных сил Морских сил Дальнего Востока (ВВС МСДВ) и ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА) началось в 1931—1932 гг. путём перевооружения имевшихся авиачастей на более современную технику, формирования на их базе более крупных авиационных соединений (авиационных бригад), а также массовой переброски авиационных частей и соединений из европейской части страны. При этом значительная часть авиационной группировки Дальнего Востока размещалась на территории Приморского края1 — так, например, в 1937 году ВВС ОКДВА имели 11 авиационных бригад, из которых 5 дислоцировались в Приморье, здесь же находились все три авиабригады ВВС Тихоокеанского флота (ТОФ, переименован из МСДВ в 1935 г.), а также ряд отдельных авиаэскадрилий, отрядов и авиазвеньев. В целом в 1931—1945 гг. на территории Приморья находилось около 90 проц. сил ВВС МСДВ ТОФ, а также 40—50 проц. ВВС ОКДВА — Дальневосточного фронта (ДВФ).

Стремительный рост авиационной группировки потребовал постройки значительного количества базовых и оперативных аэродромов, авиагарнизонов и городков, создания необходимой инфраструктуры и т.д.

К началу мероприятий по усилению военной авиации Дальнего Востока в регионе имелись лишь один аэродром (г. Спасск) и несколько полевых площадок. Места для строительства аэродромов ОКДВА в Приморье выбирались в центральных и южных районах края, в большинстве своём недалеко от границы. Аэродромы ВВС МСДВ ТОФ строились неподалёку от береговой черты, что позволяло в кратчайшие сроки совершать манёвр силами и средствами в случае ведения боевых действий с военно-морским флотом противника и повышало радиус действия авиации нашего флота. Аэродромы тяжёлой авиации размещались в центральной части края с целью обеспечения возможности её использования как по объектам в Маньчжурии, так и для борьбы с ВМФ Японии.

Аэродромное строительство на территории Приморья развернулось в 1932—1933 гг. В приказе наркома обороны СССР № 0017 от 4 июня 1933 года указывалось, что важнейшими мероприятиями 1933 года являются «формирование аэродромно-строительных батальонов, устройство и оборудование взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек на важнейших аэродромах»2. Начальник штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) должен был каждые три дня представлять наркому обороны подробную сводку о ходе выполнения этих работ.

Однако военное строительство вообще и аэродромное в частности наталкивалось в Приморье на целый ряд проблем:

1. Сложные физико-географические условия местности: от равнинного ландшафта на юго-востоке края до сложного горного рельефа в северных и южных районах Приморья, что обусловливало ограниченное количество площадок, пригодных для постройки аэродромов. В результате многие аэродромы располагались в распадках между сопками, в долинах рек, на заниженных или заболоченных участках местности.

2. Неблагоприятные климатические условия: высокая влажность летом, частые тайфуны и ливневые дожди, вызывающие подтопление больших территорий, сильные ветры при достаточно низкой температуре зимой и т.д.

3. Неразвитость транспортной инфраструктуры: незначительное количество автомобильных дорог, особенно в северных районах края (причём в абсолютном большинстве автодороги имели гравийное покрытие), слабая конструкция деревянных мостов и т.д. В весеннюю распутицу, а также в период летних тайфунов и наводнений многие автодороги становились непроходимыми на несколько недель.

Наличие Уссурийской железной дороги, проходившей по центральным и южным районам края, несколько снимало остроту проблемы, но здесь имелись существенные ограничения, вызванные её низкой пропускной способностью.

4. Слабость промышленной базы Дальнего Востока: недостаточное количество материальных ресурсов и средств механизации местного производства, низкое качество строительных материалов. Как следствие, на стройках широко применялся ручной труд, а значительная часть материалов и механизмов доставлялась из центральных областей страны, что увеличивало стоимость и сроки строительства.

5. Нехватка трудовых ресурсов: недостаточное количество местной рабочей силы и острый дефицит квалифицированных инженерных кадров требовали переброски и размещения в регионе значительных контингентов гражданских и военных строителей из центральных районов страны. Кроме того, большие объёмы авиационного строительства выполнялись силами заключённых, а также личным составом воинских частей.

6. Проблемы организационного характера: сложность системы управления военным строительством, включая дублирование функций различных организаций, недостатки планирования, финансового обеспечения, организации снабжения и т.д.

Как следствие, планы по аэродромному строительству на Дальнем Востоке, включая Приморье, систематически не выполнялись, а задержка по срокам строительства аэродромов в 1932—1941 гг. составляла от года до трёх лет.

В качестве примеров можно рассмотреть особенности строительства аэроузла в Воздвиженке и гидродрома и аэродрома в районе бухт Ольга и Владимир в 1932—1934 гг.

Строительство воздвиженского аэроузла относилось к числу приоритетных задач, поскольку здесь предполагалось постоянное базирование одной из бригад тяжёлых бомбардировщиков – главной ударной силы ВВС на Дальнем Востоке. Однако даже внимание высшего военно-политического руководства страны к вопросам развёртывания тяжёлой авиации не могло избавить строительство от объективных проблем. В подтверждение этих слов можно процитировать справку, составленную штабом ОКДВА в сентябре 1932 года, где, в частности, говорилось: «Строительство Бочкарёвского и Воздвиженского аэродромов почти в полном объёме сорвано. Готовность к концу августа по аэродромам — 10 проц., по казармам — 20 проц. и по квартирам для комсостава — 4 проц.»3.

При этом Воздвиженка находилась в непосредственной близости от железной дороги и в 20 километрах от города Ворошилов-Уссурийский (в настоящее время Уссурийск. — Прим. авт.), где дислоцировался штаб Приморской группы войск. Тем не менее уже в апреле 1932 года в Воздвиженку была переброшена 28-я истребительная авиационная эскадрилья (иаэ), а в июне 1932 года 70-я тяжёлая бомбардировочная авиационная эскадрилья (тбаэ) (с переименованием в 109-ю тбаэ)4.

Строительство аэродрома и гидродрома в районе бухт Ольга и Владимир было запланировано решением Военного совета МСДВ в соответствии с Постановлением правительства от 22 сентября 1933 года. Сухопутный аэродром в районе бухты Ольга предполагалось использовать в качестве оперативного для эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков. Для строительства устанавливались очень сжатые сроки: оперативный аэродром для гидросамолётов-разведчиков в бухте Владимир необходимо было построить уже в 1934 году, а остальное аэродромное строительство завершить в 1935-м5.

Строительство велось при практически полном отсутствии подъездных путей к объектам, запасов строительных материалов и при остром дефиците рабочей силы. Все строительные, горюче-смазочные материалы, техника завозились преимущественно морским путём. Основные объекты, жилой и казарменный фонд строились с использованием местного сырья — природного камня, галечника, глины, песка, леса. Из-за нехватки рабочей силы к строительству привлекался личный состав воинских частей, при этом рабочий день продолжался 10 часов, а затем ещё 2 часа отводилось на боевую подготовку6. В соответствии со сроками в ноябре 1934 года в бухту Ольга был перебазирован 53-й отдельный морской разведывательный авиаотряд (омрао). О состоянии аэродрома красноречиво свидетельствует обращение командира авиаотряда капитана Бибергана на имя наркома обороны К.Е. Ворошилова: «На месте новой дислокации отсутствовали, абсолютно, все условия не только к эксплуатации матчасти, но и хранения её, отсутствовали помещения для размещения личного состава… Зимой 1935 г., чтобы разместить хотя бы под крышу личный состав, взялся построить казарму…»7.

Аналогичная ситуация складывалась и в ОКДВА: например, постройка аэродромов Бильмановка, Кремово, Чернышевка (Даубихэ) задержалась почти на год — вместо осени 1936 года они вводились в строй во второй половине 1937-го8. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Приморский край образован на основании Указа Президиума Верховного совета СССР от 20 октября 1938 г. «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края». См.: Приморский край: краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного университета, 1997. С. 387.

2 Горбунов Е.А. Восточный рубеж. ОКДВА против Квантунской армии. М., 2010. С. 116.

3 Там же. С. 66.

4 Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. Авиация Военно-морского флота России (1910—2010). Справочник. Специальный выпуск альманаха Тайфун. СПб., 2012. С. 68.

5 Там же. С. 124.

6 Пьянков А. Владимиро-Ольгинская военно-морская база в Великой Отечественной войне // Заветы Ленина. 19 апреля 2013 г.

7 Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 392. Л. 56.

8 Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением протокола допроса А.Я. Лапина. См. интернет-ресурс: http://www.alexanderyakovlev.org.