Российская авиация на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.)

image_pdfimage_print

S.V. AVERCHENKO, V.V. KUSHNARYOV – The Russian aviation in the Caucasian Front during World War I (1914-1918)

Аннотация. В статье рассказывается о малоизвестных действиях российских авиационных отрядов в сложных горных и климатических условиях на Кавказском фронте в 1914—1918 гг.

Summary. The article tells about the little-known Russian actions aviation units in difficult mountain and climatic conditions on the Caucasian front in 1914-1918.

АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — заместитель главного редактора «Военно-исторического журнала», подполковник запаса, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: mil_hist_magazin@mail.ru)

КУШНЕРЁВ Валерий Владимирович — доцент кафедры навигации и боевого применения филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Краснодар), полковник запаса, заслуженный военный лётчик Российской Федерации

(г. Краснодар. E-mail: kvv830@mail.ru)

 

РОССИЙСКАЯ АВИАЦИЯ НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914—1918 гг.)

 

Ещё во время Эрзинджанской операции произошла реорганизация авиационного тыла Кавказской армии. На основании приказа начальника Штаба Верховного главнокомандующего (НШВГ) от 16 июня 1916 года за № 818 полурота 1-й авиационной роты, обслуживавшая авиационные отряды Кавказской армии, была переформирована в самостоятельную часть — Кавказский авиационный парк с присвоением ему соответствующего штата1.

В управлении авиацией на Кавказе тоже произошли некоторые изменения. С марта 1916 года на всех западных российских фронтах были сформированы авиационные дивизионы, объединившие авиаотряды в каждой армии. На Кавказе же авиаотряды были слишком разбросаны, да и, по сути, Заведующий авиацией и воздухоплаванием в Кавказской армии фактически уже выполнял все те функции, которые возлагались бы на командира авиадивизиона. Поэтому в Ставке посчитали нецелесообразным формировать на Кавказе авиационный дивизион, а приказом НШВГ от 29 июля 1916 года за № 1010 «в штат Заведующего авиацией на Кавказе добавлены один штаб-офицер из военных лётчиков для технического надзора и один специалист по радиотелеграфу»2.

После занятия российскими войсками Эрзинджана туда в конце июля 1916 года перебазировались 1-й и 2-й Кавказские авиаотряды. Одно отделение 1-го Кавказского АО базировалось на аэродром в г. Келкит (Встречаются написания Келкит-Чифтлик, Кэлкин, Калкит. — Прим. авт.) в 50 км севернее Эрзинджана и находилось в распоряжении командования 2-го Туркестанского корпуса, занимавшего правый фланг Кавказской армии. После окончания операции наместник царя на Кавказе и Главнокомандующий Кавказской армией Великий князь Николай Николаевич посетил фронт. Он совершил краткую поездку по основным местам боёв кампании 1916 года. С 15 по 19 июля Вел. кн. посетил Сарыкамыш, Эрзерум, Байбурт и Трапезунд, а 20 и 21 июля находился в Эрзинджане, где ему были продемонстрированы захваченные трофеи3. По приказу командования 1-го Кавказского корпуса была организована воздушная оборона города четырьмя самолётами. Аэропланы дежурили в воздухе по очереди по два часа, с рассвета до заката4.

Расположение российских и турецких аэродромов на Турецком ТВД в 1916—1917 гг.

Расположение российских и турецких аэродромов на Турецком ТВД в 1916—1917 гг.

21 июля, закончив своё развёртывание, на фронте от Эрзинджана до оз. Ван перешла в наступление 2-я турецкая армия, началась Огнотская операция. Турки намеревались ударом в обход Эрзерума в направлении на Кепри-кей перерезать линии снабжения российских войск, прижать главные силы Кавказской армии к морю и разгромить их. Но российские войска в результате нескольких контрударов остановили турок, а затем отбросили их, заняв важные в оперативном плане города Огнот и Муш. 29 августа, в самый разгар боёв в горах выпал снег и ударили морозы. Боевые действия с обеих сторон прекратились5. Основную нагрузку по воздушной разведке в операции нёс 3-й Кавказский авиаотряд. С аэродрома в Хныс-кала лётчики вылетали на задания по всему фронту от Мамикана на западе до Муша на юге. Высота перевалов в этих районах достигает 2500 м. Также с аэродромов в Эрзинджане и Чифтлике в направлении на юг и юго-восток совершали разведывательные полёты пилоты 1-го и 2-го Кавказских АО. По мере возможности, когда позволяла погода, наши лётчики обеспечивали разведданными своё командование.

Осенью 1916 года Кавказский фронт стабилизировался: правый фланг (2-й Туркестанский корпус) обслуживал 1-й Кавказский АО, в центре (1-й Кавказский корпус) действовал 2-й Кавказский авиаотряд, левый фланг (4-й и 6-й Кавказские корпуса) обеспечивали разведками 3-й и 4-й (прибывший на фронт в августе) Кавказские авиаотряды. В конце года российские авиаторы в основном летали на разведку и бомбометание позиций противника, получали пополнение личным составом, обустраивали и обживали новые аэродромы, осваивали поступавшие в отряды новые самолёты и техническое оборудование.

Основное направление (вдоль дороги Сивас — Карс) в 150-километровой полосе ответственности 1-го Кавказского корпуса прикрывали два «Вуазена» и два «Моран-парасоля» 2-го Кавказского АО и трёхсамолётное отделение 1-го отряда на аэродроме Эрзинджан. Тогда же командование пополнило 1-й Кавказский АО тремя новыми «Кодронами». Таким образом, авиационная группировка на этом направлении составила 10 самолётов. Лётчики отрядов вели воздушную разведку и бомбардировку турецких позиций. В августе они обнаружили турецкие аэродромы у селений Пельмюр, Эндерос, Харпут, но, кроме самолётных ангаров, там больше ничего не было. Практиковалось и групповое бомбометание, чаще всего целью был населённый пункт Кемах (западнее Эрзинджана), где находился один из турецких штабов. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку, полёты часто выполнялись без наблюдателей. Осенью 1916 года в 1-й Кавказский авиаотряд прибыли новые лётчики: поручик А. Плакунов, прапорщик Б.П. Крылов, А. Вернер6.

В сентябре и октябре лётчиками 2-го Кавказского АО были выполнены 22 вылета. Например, 26 октября экипаж в составе лётчика вольноопределяющегося Логвинова и наблюдателя капитана Хеллена бомбил расположение турецких войск в селении Кемюр. Осенью во 2-й Кавказский АО прибыли на пополнение лётчики штабс-ротмистр М.Ч. Бурчак-Абрамович и прапорщик Бриллиантов, наблюдатель подъесаул Н.М. Нефёдов7.

Всего за 1916 год лётчики 1-го Кавказского авиаотряда выполнили 419 боевых вылетов, а лётчики 2-го отряда — 1998.

26 декабря лётчики 3-го Кавказского АО бомбили селение Чалин9. 3-й отряд летом и осенью пополнили лётчики: штабс-капитан М.Г. Резниченко, подпоручик Е.Ф. Новиков, охотник (Принимавшийся на службу в добровольном порядке. — Прим. авт.) Б. Уйттенховен10.

4-й Кавказский авиаотряд прибыл на фронт в составе командира военного лётчика штабс-капитана Б.М. Троицкого, лётчиков прапорщиков М.И. Александрова, В.Н. Петрова и унтер-офицера Сардона (француза по национальности). В отряде были наблюдатели сотник М.Е. Занкисов и хорунжий М.Г. Потаюк. В октябре отряд пополнился лётчиками ефрейтором Иосафатовым и охотником В. Ивановым11.

В печати того времени были отмечены некоторые удачные полёты российских авиаторов на Кавказе в конце 1916 года. 19 октября наши лётчики бомбардировали турецкие позиции у Ишак-Майдана (к северо-западу от Нурика) и у Такелана, а также 2 моста через р. Евфрат у Сагана12. 20 октября русские аэропланы опять бомбили расположения турецких войск у Ишак-Майдана и Таколаша13.

Стала проявлять активность и турецкая авиация, правда, не всегда успешно. 18 ноября в Персии, в расположении 1-го Кавказского кавалерийского корпуса, на «Хамаданском направлении в районе Шарев (80 вёрст к юго-западу от Казвина) спустился турецкий аэроплан, лётчики сожгли аппарат и сами скрылись»14. Причина приземления турецкого самолёта неизвестна. Это могли быть техническая неисправность, нехватка топлива или потеря ориентировки турецкими авиаторами. Скорее всего, это был самолёт-разведчик из 6-й турецкой армии.

22 ноября приказом НШВГ № 1626 на всех фронтах были введены должности Инспекторов авиации армий фронта, а на Кавказе — Инспектора авиации Кавказской армии. На эту должность был переназначен капитан 2 ранга Г.О. Буксгевден. У него в подчинении в штате управления имелись помощник (штаб-офицер, военный лётчик) и обер-офицер для делопроизводства и поручений. В Кавказской армии на помощника инспектора возлагались обязанности командира авиадивизиона15.

В конце 1916 — начале 1917 года по различным причинам в кавказских авиаотрядах вновь сменились командиры. В декабре командир 1-го Кавказского АО штабс-ротмистр С.И. Охотников был назначен командиром 13-го авиационного дивизиона и убыл на Западный фронт16, а на должность командира отряда был назначен лётчик того же отряда поручик Н.В. Коссовский17. Во 2-м Кавказском отряде в конце октября его командир капитан С.И. Виктор-Берченко на взлёте из-за отказа двигателя потерпел аварию, получил серьёзные травмы и был отправлен в госпиталь. В должности командира отряда 27 ноября был утверждён лётчик этого же отряда штабс-капитан М.С. Мачавариани18. Командир 3-го Кавказского авиаотряда штабс-капитан Н.Н. Курбатов в декабре 1916 года был назначен исполняющим должность помощника Инспектора авиации Кавказской армии19. Новый командир отряда был назначен аж 26 апреля 1917 года. Им стал прославленный лётчик этого отряда штабс-капитан Т.Я. Заболоцкий, которого из-за этого ещё в марте специально вернули в отряд20.

Кампания 1917 года на Кавказском фронте определялась манёвренными действиями на Месопотамском театре и позиционными — на Турецком. В Месопотамии действовал 1-й Кавказский кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта Н.Н. Баратова. Корпус авиации не имел, так как доставка на театр военных действий самолётов и их оборудования была сопряжена с большими трудностями (плохие дороги, большая протяжённость коммуникаций от порта Энзели, доходившая до 800 км)21.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1224. Л. 217.

2 Елисеев С.П. Организационное строительство военной авиации России (1910—1917 гг.). М.: ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 2008. С. 77. Ссылка на: РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 637. Л. 66.

3 Новое Время. 1916. 23 июля. С. 2; 19 августа. С. 2, 3.

4 Мачавариани М. Глаза на Юг. Тбилиси: «Мерани», 1969. С. 70, 71.

5 Огнотская операция 1916 // Военная энциклопедия: В 8 т. (ВЭ). Т. 6. М.: Воениздат, 2002. С. 15.

6 РГВИА. Ф. 6110. Оп. 1. Д. 1. Л. 174, 273

7 Там же. Ф. 6111. Оп. 1. Д. 1. Л. 78.

8 Там же. Л. 2.

9 Там же. Ф. 6112. Оп. 1. Д. 3. Л. 14.

10 Там же. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1380. Л. 2; Д. 1871. Л. 12; Ф. 6112. Оп. 1. Д. 3. Л. 15.

11 Там же. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1380. Л. 2.

12 Обзор текущей войны // Военный сборник. 1916. № 11. С. 236.

13 Там же. № 12. С. 234.

14 Там же. С. 202.

15 РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 46. Л. 146, 146 об.

16 Там же. Ф. 6072. Оп. 1. Д. 58. Л. 106.

17 Там же. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1499. Л. 15.

18 Мачавариани М. Указ. соч. С. 32; Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914—1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. С. 187.

19 Авиаторы — кавалеры ордена Св. Георгия… С. 187.

20 Там же. С. 112.

21 Корсун Н.Г. Первая Мировая война на Кавказском фронте. М.: Воениздат, 1946. С. 81.