История больше в сердце молодого человека добродетелей вливает, нежели наистрожайшее нравоучение…

image_pdfimage_print

N.I. NIKIFOROV, E.L. KORSHUNOV, A.A. MIKHAILOV – «History is more in the heart of the young man’s virtues is pouring,than nastroysya morality…»

Аннотация. В статье рассказывается об особенностях подготовки, проведения и результатах 13-й Всеармейской олимпиады курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по учебной дисциплине «Военная история»

Summary. The article tells about the features of the preparation, conduct and results of the 13-th all-army Olympics cadets of the higher military educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation on the discipline «Military history».

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

НИКИФОРОВ Николай Иванович – заместитель начальника Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ по научной работе, полковник запаса, кандидат исторических наук

(119330, Москва, Университетский проспект, д. 14)

 

КОРШУНОВ Эдуард Львович – начальник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник

(Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru)

МИХАЙЛОВ Андрей Александрович – научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru)

 

 

«История больше в сердце молодого человека добродетелей вливает, нежели наистрожайшее нравоучение…»

 

13-я Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по учебной дисциплине «Военная история»

 

С 14 по 18 апреля 2014 года в Военно-морском институте Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (Санкт-Петербург) состоялась 13-я Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по учебной дисциплине «Военная история»[i].

Изучение истории имеет в военно-учебных заведениях весьма давнюю традицию. Ещё в середине XVIII века составители учебных программ для вновь образованной Артиллерийской и Инженерной школы в Санкт-Петербурге подчёркивали, что история «больше в сердце молодого человека добродетелей вливает, нежели наистрожайшее нравоучение, а сколько подает военнослужащему пользы, того и описать не можно…»[ii].

На церемонии открытия Олимпиады. Знамённая группа вносит флаги Российской Федерации и Республики Беларусь

На церемонии открытия Олимпиады. Знамённая группа вносит
флаги Российской Федерации и Республики Беларусь

Почти столетием позже «Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям» (1850 г.) отмечала: «История есть существенная часть образования общего и необходимое дополнение всякого специального образования»[iii]. Не забывали военные педагоги о мощном воспитательном и образовательном потенциале исторических наук и в ХХ веке, с его бурными, подчас трагическими, эпохальными событиями.

В Олимпиаде 2014 года, посвящённой 100-летию начала Первой мировой войны, 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады приняли участие 100 проц. вузов Минобороны, 7 учреждений высшего профессионального образования других министерств и ведомств РФ, а также команда Военной академии Республики Беларусь – всего 140 курсантов и студентов.

Активное участие в подготовке и проведении Олимпиады принял Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (далее – НИИ ВИ ВАГШ).

В соответствии с Техническим заданием на организацию мероприятий по научно-методическому обеспечению Олимпиады, утверждённым начальником НИИ ВИ 2 декабря 2013 года, научно-исследовательским отделом (военной истории Северо-западного региона РФ) Института[iv] был проведён сбор комплектов вопросов конкурсных заданий от ВУЗа-организатора и ВУЗов-участников, проведена разработка собственных вопросов конкурсных заданий. Сотрудники отдела провели предварительный анализ, обработку, отсев, расстановку вопросов по номинациям в зависимости от их вида и степени сложности, выработали критерии их бальной оценки и др.

Свои вопросы для включения в конкурсные задания подали 20 высших военных учебных заведений (всего 667 вопросов). ВУЗ-организатор разработал 48 вопросов. НИО (военной истории Северо-западного региона РФ) – 66 вопросов.

В целом необходимо отметить высокий уровень разработки предложений по конкурсным заданиям следующих ВУЗов: Военно-космическая академия им А.Ф. Можайского (филиал – г. Ярославль), Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Военный университет Министерства обороны, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал – г. Воронеж), Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, ВУНЦ ВВС (филиал – г. Сызрань), Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Михайловская военная артиллерийская академия и др.

При разработке конкурсных заданий восьми номинаций было использовано: 64 вопроса – НИИ ВИ (56 проц.), 12 вопросов ВУНЦ ВМФ (11 проц.), 37 вопросов ВУЗов-участников (33 проц.). При этом большинство вопросов было доработано, некоторые задания составлялись в результате объединения нескольких вопросов ВУЗов в один.

Таким образом, на предварительном этапе разработки вопросов в научно-исследовательском отделе были сформированы контрольные задания по 8 номинациям. При этом в каждую номинацию вошли вопросы трёх видов: вопросы с вариантами ответов, вопросы-сопоставления, вопросы без предложенных вариантов ответов (творческие).

В отличие от прошлых Олимпиад сложные вопросы перемежались с более простыми – с целью стимулирования принятия решения и проведения курсантами расчёта времени на выполнение заданий номинаций.

После представления проектов конкурсных заданий по номинациям Олимпиады в экспертную комиссию НИИ ВИ, а также работы Независимой экспертной комиссии по военной истории при Департаменте образования Минобороны, они были доработаны и утверждены. Изменениям подверглись как количество вопросов в номинациях, их содержательная часть, так и бальная система оценок (см. табл). Данная работа, несомненно, стала основой честной состязательной борьбы, о которой в ходе проведения Олимпиады, а также при подведении итогов говорили участники и их наставники.

Таблица

Конкурсные задания, утверждённые к использованию при проведении Олимпиады

 

Номинация

Количество вопросов, всего

Вопрос с ответами

Вопрос-сопоставление

Вопрос без ответа

1 – Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг.

15

9

2

4

2 – Армия и флот России в Северной войне 1700–1721 гг. К 300-летию победы в Гангутском сражении 1714 г.

15

8

2

5

3 – К 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Советские Вооружённые Силы в кампаниях 1944 г.

15

4

3

8

4 – К 70-летию образования Суворовских и Нахимовских училищ. Подготовка офицерских кадров в России

15

8

2

5

5 – Герои Отечества и традиции Вооружённых сил России

15

11

2

2

6 – Россия в войнах и вооружённых конфликтах XVIII–XIX вв.

15

6

3

6

7 – Вооружение и военная техника России

15

6

2

7

8 – Военное искусство и военная мысль России

15

9

3

3

Итого

120 вопросов

 

По номинациям № 3 «К 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Советские Вооружённые Силы в кампаниях 1944 г.» (военно-историческая баталия) и № 8 «Военное искусство и военная мысль России» (конкурс капитанов) были подготовлены презентации в редакторе Power Point, что позволило вывести вопросы на экраны в аудиториях, в которых проводились баталия и конкурс капитанов.

Олимпиада, открытие, ход и итоги которой широко освещались СМИ[v], была проведена в соответствии с Регламентом.

В абсолютном командном первенстве первое место заняла команда курсантов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома), второе – команда Михайловской военной артиллерийской академии (г. Санкт-Петербург), третье – команда ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г. Воронеж).

В абсолютном личном первенстве первые места завоевали: А.А. Ермаков (ВА РХБЗ) – 1-е место, И.С. Гаврилов (ВА РХБЗ) – 2-е место, А.Э. Горянинский (Военная академия материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулёва, г. Омск) и А.Н. Шамалов (Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова) – 3-е место.

В конкурсе капитанов призовые места распределились: 1-е место – Е.С. Величкин (Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации», г. Новосибирск), 2-е место – К.А. Мубаракшин (Военная академия МО РФ, г. Череповец), 3-е место – М.И. Чайка (ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург). В военно-исторической баталии победителями Олимпиады стали: команда курсантов Военной академии МО РФ (г. Череповец) – 1 место, команда Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского (г. Смоленск) – 2 место, команды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург) и Военной академии РХБ защиты (г. Кострома) – 3-е место.

Необходимо отметить высокий уровень подготовки и проведения Олимпиады ВУЗом-организатором – Военным учебно-научным центром Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (начальник – адмирал Н.М. Максимов), филиалом ВУНЦ ВМФ – Военно-морским институтом (начальник – контр-адмирал Н.В. Марьясов).

Все участники Олимпиады и их наставники высоко оценили деятельность председателя жюри (полковник Стрелец Роман Васильевич – ВА ВПВО ВС им. А.М. Василевского), а также председателя апелляционной комиссии (полковник Абрамов Евгений Петрович – Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова).

Согласно Регламенту Олимпиады с руководителями команд (представителями ВУЗов) был проведён научно-практический семинар «Опыт организации научно-исследовательской работы в области военной истории». Его целями ставились: повышение квалификации педагогов-наставников, определение путей решения проблем и перспектив развития военно-исторической подготовки курсантов и студентов в ВУЗах Российской Федерации, установление научных связей.

Участники семинара: руководители команд (представители вузов), представители филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, Российского государственного архива Военно-морского флота, Центрального военно-морского музея, Военно-медицинского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военной исторической библиотеки Генерального штаба ВС РФ, отдела военного образования Западного военного округа, оргкомитета Олимпиады, Государственной полярной академии, Санкт-Петербургской молодёжной общественной военно-патриотической организации «Красная Звезда» и др.

В ходе семинара прошла презентация 8-го тома Трудов научно-исследовательского отдела Института военной истории «Разминирование местности на Северо-западе Российской Федерации (1944–2013 гг.): документы и материалы»[vi].

В целом Олимпиада выявила, при значительном повышении интереса курсантов к проблемам военной истории Отечества, необходимость совершенствования системы подготовки (переподготовки и повышения квалификации) научно-педагогических кадров по дисциплине «Военная история» в Вооружённых силах РФ. В ходе проведения Олимпиады, её отдельных этапов и научно-практического семинара были выработаны два блока предложений: по совершенствованию порядка организации и проведения Олимпиады, а также по содержанию и методике обучения по дисциплине «Военная история».

 

Предложения по совершенствованию порядка организации и проведения Олимпиады по дисциплине «Военная история» в высших военно-учебных заведениях МО РФ

 

1. Дополнить «Положение о Всеармейской олимпиаде курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ» по военной истории пунктом, согласно которому команда ВУЗа-организатора третьего этапа участвует в Олимпиаде, но выступает вне конкурса.

2. Сохранить за Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ научно-методическое руководство третьим этапом Олимпиады.

3. Закрепить за сотрудником НИИ ВИ ВАГШ ВС РФ, отвечающим за окончательное формирование конкурсных заданий, статус председателя (заместителя председателя) жюри с обязательным присутствием на третьем этапе Олимпиады, что позволит оперативно и объективно разрешать в рамках Регламента предметно-методические вопросы, формы и содержание номинаций, особенностей их проведения и оценки.

4. Целесообразно шире применять новые виды конкурсных заданий, предусматривающих коллективную работу участников (военно-историческая игра).

5. Необходимо вернуть традицию отмечать наградами авторов лучших вопросов, разработанных для Олимпиады.

6. Целесообразно расширить перечень победителей и призёров Олимпиады, выделив категорию награждения для участников Олимпиады из образовательных организаций, определённых п. 2.3. «Положения о Всеармейской олимпиаде курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ», а так же по принадлежности к видам и родам войск ВС РФ. В случае установления международного статуса Олимпиад по военной истории, целесообразно ввести дополнительно категорию награждения для иностранных участников. Введение дополнительных категорий награждения не должно исключать абсолютного общего и командного зачётов результатов.

7. Необходимо разработать программное обеспечение для шифрования (дешифрования) работ участников Олимпиады, а также их оценивания. Используемый в настоящее время «ручной» метод длителен по времени, имеют место ошибки, обусловленные «человеческим фактором».

 

Предложения по совершенствованию содержания и методики обучения по дисциплине «Военная история» в высших военно-учебных заведениях МО РФ

 

1. Для повышения качества подготовки научно-педагогических кадров по специальности 20.02.22 (военная история) необходимо восстановить в военно-учебных заведениях МО РФ приём в адъюнктуру по соответствующей специальности и поддержать профильные диссертационные советы.

2. В качестве первого шага необходимо возобновить проведение ежегодных сборов и работу курсов усовершенствования научно-педагогических кадров при Научно-исследовательском институте (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

3. Целесообразно создание единой для военно-учебных заведений МО РФ учебной программы по дисциплине «Военная история» и единого учебника.

4. В целях формирования концепций единой учебной программы и единого учебника по дисциплине «Военная история» необходимо провести семинар под эгидой Управления военного образования ГУК МО РФ с участием как лиц, непосредственно занимающихся научно-педагогической деятельностью, так и всех заинтересованных лиц, рассмотрев существующие подходы к определению роли и места военно-исторических дисциплин в современном образовательном процессе подготовки военных кадров.

5. Необходимо принять действенные меры не только по недопущению дальнейшего сокращения количества часов по военно-историческим дисциплинам, произошедшее с введением учебных программ третьего поколения, но и по увеличению времени, отводимого на их изучение.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[i] См. также: Кикнадзе В.Г., Муравлянников И.А., Фаллер О.В. Год российской истории в системе военного образования / Военно-исторический журнал № 8. 2012. С. 41–45; Кикнадзе В.Г., Иванов С.А., Фаллер О.В. Первая всероссийская военно-историческая олимпиада / Военно-исторический журнал № 8. 2013. С. 33–36;

[ii] Жерве Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712–1912. Т. 1. СПб., 1912. С. 31.

[iii] Галушко Ю., Колесников А. Школа российского офицерства. Исторический справочник. М., 1993. С. 211.

[iv] О нём см.: Лабутин П.А., Коробицын С.Л. Десять лет на берегах Невы / Военно-исторический журнал № 8. 2012. С. 51–53.

[v] Помимо сайта Министерства обороны Российской Федерации, пресс-службы и газеты Западного военного округа «На страже Родины» в освещении подготовки и хода Олимпиады участвовали информационные агентства Regnum, BaltInfo, Национальная Служба Новостей, Северная Звезда, Город+ и др.

[vi] Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 8. Разминирование местности на Северо-Западе Российской Федерации (1944–2013 гг.): Документы и материалы / Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Н.-и. отд. (воен. истории Сев.-зап. региона РФ). – СПб.: Политехника-сервис, 2014. 472 с.

См. также: Лабутин П.А., Коробицын С.Л. Десять лет на берегах Невы / Военно-исторический журнал № 8. 2012. С. 51–53.