Строительство Вооружённых сил Республики Казахстан

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассматривается опыт строительства Вооружённых сил Республики Казахстан после распада СССР и провозглашения национальной независимости и суверенитета Казахстаном. Автор освещает проблемы и характерные особенности формирования ВС РК.

Summary. The article examines the experience of building the armed forces of the Republic of Kazakhstan after the collapse of the Soviet Union and the proclamation of national independence and sovereignty of Kazakhstan. The author deals with the problems and characteristics of the formation of the Armed Forces of Kazakhstan.

В зарубежных армиях

 

Бисенов Кайрат Айлданович — начальник отдела военно-исторических исследований и геральдики научного центра Национального университета обороны Вооружённых сил Республики Казахстан, подполковник

(Республика Казахстан, г. Щучинск. E-mail: bisenov@mail.ru)

 

СТРОИТЕЛЬСТВо ВООРУЖёННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (1992—1997 гг.)

 

В конце 1980 — начале 1990-х годов, когда политическая обстановка в СССР отличалась крайней нестабильностью, во многих союзных республиках, провозгласивших свой суверенитет, начали ускоренными темпами создаваться собственные министерства обороны, и встал вопрос о создании национальных вооружённых сил. Сложившаяся ситуация требовала, чтобы над союзными войсками, дислоцированными в республиках СССР, включая и Казахстан, был установлен строгий контроль. Попытка казахстанского руководства во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым отстоять идею сохранения единых Вооружённых сил Советского Союза и их использования для обеспечения обороны республики не увенчалась успехом1. В силу этого было принято решение приступить к созданию собственных силовых структур, включая и Вооружённые силы. 21 августа 1991 года глава Казахстана издал Указ «Об образовании Совета безопасности Казахской ССР»2. 25 октября этого же года Н.А. Назарбаев подписал Указ «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР»3. Председателем Госкомитета обороны (ГКО) был назначен ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант С.К. Нурмагамбетов.

Созданный ГКО стал прообразом будущего Министерства обороны республики. Однако в конце 1991 — начале 1992 года он руководил лишь местными органами военного управления и гражданской обороны, а армейские части подчинялись своему командованию.

Становление военно-силовых структур в Казахстане происходило в непростых условиях. Обстановка в соединениях и частях Вооружённых сил бывшего Советского Союза, дислоцировавшихся на территории Казахстана, была на тот момент критической. Боевая техника, вооружение, материальные запасы активно вывозились с территории Казахстана или разворовывались.

16 декабря 1991 года Верховным советом Казахстана была провозглашена государственная независимость республики, и Казахская ССР была официально переименована в Республику Казахстан (РК). Президент Н.А. Назарбаев подписал Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан». Для защиты независимости и территориальной целостности этого суверенного государства принятый закон провозгласил его право на создание собственных Вооружённых сил4.

Тем не менее казахстанское руководство, трезво оценивая возможности республики, возлагало большие надежды на создание Объединённых Вооружённых сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ) и их использование в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Так, оценивая непростую ситуацию, сложившуюся на постсоветском пространстве, Президент РК Н.А. Назарбаев 23 апреля 1992 года на пресс-конференции, состоявшейся после Совещания глав государств Средней Азии и Казахстана в Бишкеке, сказал: «Мы не отказываемся от подписанных документов по созданию Объединённых Вооружённых сил с единым командованием. Мы остаемся верны этому принципу»5.

На основе законодательного права Республики Казахстан, а также соглашений, достигнутых между государствами — членами СНГ, был подготовлен Указ Президента РК о создании национальных Вооружённых сил и переходе воинских частей, подразделений и их имущества, расположенных на территории Казахстана, под юрисдикцию Республики Казахстан. 7 мая 1992 года Президент РК подписал указы «О создании Вооружённых сил Республики Казахстан» и «О преобразовании Государственного комитета обороны Республики Казахстан в Министерство обороны Республики Казахстан». С тех пор этот день является Днем Вооружённых сил РК.

В тот же день был подписан президентский указ о присвоении С.К. Нурмагамбетову воинского звания генерал-полковник и о его назначении на пост министра обороны РК6. Министерство обороны РК наделялось правом осуществлять общее военно-политическое руководство и управление видами ВС РК. Таким образом, с мая 1992 года в Казахстане началось активное строительство национальных Вооружённых сил. Однако сначала надо было осуществить реформирование дислоцированных на территории РК частей бывших советских Вооружённых сил.

На территории Казахстана располагались воинские части, большое количество полигонов, разветвлённая сеть военно-промышленного комплекса (ВПК), военно-научная база, а также другие составляющие некогда единого военного организма СССР7. Размещённый на территории РК военный контингент имел опыт объединённого командования8. В различные годы военный округ, в состав которого входили воинские части и военные структуры Казахстана, назывался по-разному9.

В республике началась реализация выработанной казахстанским руководством политики, ориентированной на установление дружественных и взаимовыгодных отношений во всех областях, включая и военную сферу, с другими государствами мира, и прежде всего со странами — членами СНГ. 5 мая 1992 года Казахстан совместно с Россией, Арменией, Киргизией и Узбекистаном подписал Договор о коллективной безопасности (ДКБ), который предусматривал согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности стран-участниц. В ст. 4 ДКБ говорилось, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН»10.

Однако вместе с тем в Казахстане большое внимание уделялось созданию и совершенствованию национальной оборонной системы в виде эффективно функционирующих Вооружённых сил.

На первом этапе было необходимо разработать нормативно-правовую базу и эффективную систему управления войсками. На повестке дня стояли и вопросы подготовки офицерских кадров и комплектования Вооружённых сил, проблемы обеспечения боевой и мобилизационной готовности и подготовки войск. Также было необходимо добиться укрепления воинской дисциплины, искоренения случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей и других правонарушений11.

Первоначально создававшиеся армейские структуры Казахстана включали в себя Вооружённые силы, пограничные и внутренние войска, Республиканскую гвардию. Одной из приоритетных задач являлось создание системы руководства и управления ими. Для решения ключевых задач в области создания ВС РК был разработан специальный план основных мероприятий в этой сфере, который предусматривал их осуществление в три этапа. Продолжительность каждого этапа составляла 1,5—2 года.

На первом этапе в качестве наиболее важной задачи было определено создание структуры Министерства обороны и органов управления видов ВС. На этом этапе подписывались соглашения с государствами — членами СНГ по проблемам коллективной безопасности и военного сотрудничества, определялись с окончательной структурой и численностью видов ВС РК, разрабатывались основные правовые документы по их строительству, предназначению и функционированию.

Первые итоги проделанной работы были подведены на совещании руководящего состава Министерства обороны РК в начале декабря 1992 года. Выступая перед генералами и офицерами, Президент страны, он же Верховный главнокомандующий Н.А. Назарбаев сформулировал следующие основные требования к будущим ВС РК: «Вооружённые силы должны строиться с учётом концепции мобильной обороны. Казахстану важно создать немногочисленные, но мощные по своим возможностям группировки войск, оснащённые современной техникой, способные немедленно приступать к выполнению боевых задач там, где возникают угрозы безопасности республике или её союзникам»12. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. Астана: Елорда, 2001. С. 18.

2 Указ Президента Республики Казахстан (УПРК) от 21 августа 1991 г. «Об образовании Совета безопасности Казахской ССР» // Архив Президента Республики Казахстан (АП РК). Ф. 7. Н. 403. Оп. 1. Д. 172.

3 УПРК от 25 октября 1991 г. «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР» // АП РК. Ф. 7. Н. 474. Оп. 1. Д. 179.

4 Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 г. «О провозглашении независимости Республики Казахстан» // АП РК. Ф. 5. Н. 400. Оп. 1.

5 Материалы Совещания глав государств Средней Азии и Казахстана // Красная звезда. 1992. 25 апреля.

6 Генерал-полковник С.К. Нурмагамбетов осуществлял функции министра обороны с 1992 по 1995 г., затем его сменил генерал-майор А.Х. Касымов (1995—1996 гг.), а позже генерал-полковник М.К. Алтынбаев (1996—1999 гг.).

7 Абдиров М.Ж., Адаутов А.Ю., Барт В.В. Исторический опыт Отечества. Алматы, 1998. С. 26.

8 Алтынбаев М.К. Вооружённые силы Республики Казахстан — основа военной безопасности государства. Алматы: ТОО РПИК «Дәуір», 2005. С. 224.

9 1 июня 1989 г. Среднеазиатский военный округ был упразднён. Соединения, части, учреждения округа в полном составе и в установленных территориальных границах были включены в состав Туркестанского военного округа. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 25 января 1989 г. Центральный архив Министерства обороны Республики Казахстан (ЦАМО РК). Ф. 635. Оп. 934. Д. 1; Туркестанский военный округ был расформирован в марте 1992 г. в связи с разделом Вооружённых сил бывшего СССР между странами СНГ.

10 Договор о коллективной безопасности // Официальный интернет-сайт Организации Договора о коллективной безопасности.

11 Постановление Президента Республики Казахстан «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооружённых силах Республики Казахстан» // Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка: с изменениями и дополнениями на 1 января 1996 г. / Сост. Д.А. Лукиных. Алматы: Жеті жарғы, 1996. Ч. 1. С. 128, 129.

12 Назарбаев Н.А. Оборона — коллективная. Армия — народная // Воин Казахстана. 1992. 11 декабря.