Праздничные и памятные дни в российских Вооружённых силах: исторический экскурс

image_pdfimage_print

Аннотация. Статья посвящена истории праздничных и памятных дней в отечественных Вооружённых силах с XII века по настоящее время. Раскрыта система праздничных и памятных дат, отмечаемых в армии и на флоте на различных этапах истории Российского государства.

Summary. The article is devoted to the history of holidays and commemorative days in the domestic armed forces from the XII century up to the present. The system of holidays and anniversaries celebrated in the army and navy at different stages in the history of the Russian state.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

КОВАЛЕВСКИЙ Николай Фёдорович — ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, научный редактор редакции «Военно-исторического журнала», полковник в отставке, кандидат философских наук (Москва. E-mail: nkovalevsky@mail.ru)

 

ПРАЗДНИЧНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ В РОССИЙСКИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

 

Проведение торжественных мероприятий по случаю праздничных и памятных дат издавна составляет государственно-церемониальную сторону жизни отечественных Вооружённых сил. Эти даты связаны с важными военными событиями в истории страны, со всей историей российского воинства, родов войск, соединений и частей, военных профессий, служат воспитанию у военнослужащих патриотизма, укреплению и развитию боевых традиций Вооружённых сил, повышению общественного и военно-профессионального престижа воинской деятельности.

Прежде всего обратимся к праздничным и памятным датам в русской армии. Они имеют древнее происхождение и тесно связаны (вплоть до 1917 г.) с православной традицией. Так, в 1164 году владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским в день Медового Спаса 14 августа, совпадающим с «Изнесением древ животворящего Креста Господня», был установлен воинский праздник в честь победы над волжскими булгарами. День поминовения героев Куликовской битвы 1380 года Дмитрий Донской приурочил к субботе перед днём своего небесного покровителя — Святого Димитрия Солунского (Дмитриевская суббота в конце октября). Впоследствии этот день стал одной из наиболее значимых поминальных суббот православного календаря. В период Северной войны 1700—1721 гг. со Швецией в честь побед российских армии и флота по инициативе Петра I Русская православная церковь установила так называемые викториальные (победные) дни1. Такими днями стали: 11(24)2 октября — взятие крепости Нотебург (1702); 9(22) августа — взятие Нарвы (1704); 28 сентября (11 октября) — победа над шведами в сражении при Лесной (1708); 27 июня (10 июля) — победа в Полтавской битве (1709); 27 июля (9 августа) — победы русского флота при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720); 30 августа (12 сентября) — заключение Ништадтского мира (1721). В эти дни в храмах совершались благодарственные молебны, военные священники проводили торжественные службы в гарнизонных и полковых церквах, организовывались военные парады, другие праздничные мероприятия с участием войск и населения.

Войска на празднике коронации Николая II в Москве 1896 г.

Войска на празднике коронации
Николая II в Москве
1896 г.

Победы армии и флота России в последующих войнах пополнили церковный календарь новыми викториальными днями: 19 августа (1 сентября) — победа над прусскими войсками при Гросс-Егерсдорфе (1757); 24 июня (7 июля) — разгром турецкого флота в Чесменском морском сражении (1770); 10(23) июля — заключение Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией (1774) и присоединение к России Крыма (1783). С 1862 года викториальные дни перестали отмечаться как даты православного церковного календаря, не теряя, однако, своего значения памятных военных дат.

С православной традицией были связаны многие другие праздничные и памятные дни, широко отмечавшиеся в вооружённых силах. С 1812 года в Рождество Христово 25 декабря (7 января) во всех храмах, включая военные церкви, праздновалось «Воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» (армии Наполеона I). День покровителя русского воинства — Святого Георгия Победоносца — отмечался 23 апреля (6 мая) («весенний Георгий») и 26 ноября (9 декабря) («зимний Георгий»). 5(18) июля и 25 сентября (8 октября)3 чтили память Святого преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя борьбы Руси против монголо-татарской зависимости (канонизирован в 1452 г.), 15(28) июля — крестителя Руси Святого равноапостольного князя Владимира (канонизирован в XIV в.). С 1769 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября) — отмечался траурный день поминовения всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных4. 19 сентября (2 октября) и 8(21) ноября5 праздновались дни Архистратига Михаила, «предводителя небесного воинства», 22 октября (4 ноября) — день Казанской иконы Божией матери, образ которой связывался с освобождением Москвы в 1612 году от польских интервентов. 30 августа (12 сентября) отмечался день Святого благоверного князя Александра Невского (канонизирован в 1547 г.), установленный Петром I и Правительствующим Синодом в 1724 году по случаю перенесения мощей князя из Владимира в Санкт-Петербург. 30 ноября (13 декабря) было днём Святого Андрея Первозванного, имя которого носил высший орден Российской империи, 19 декабря (1 января) — днём Святого преподобного Илии Муромца — знаменитого воина-богатыря и монаха (канонизирован в 1643 г.).

Праздничным орденским днём для кавалеров военного ордена Святого Георгия являлся «зимний Георгий» — 26 ноября (9 декабря) (день учреждения ордена Екатериной II в 1769 г.). В день своего небесного покровителя 30 ноября (13 декабря) отмечали праздник кавалеры ордена Святого Андрея Первозванного. Кавалеры ордена Святого Владимира праздновали 22 сентября (5 октября) (в день учреждения ордена в 1782 г.), ордена Святого Александра Невского — 30 августа (12 сентября), ордена Святой Анны — 3(16) февраля (в день памяти святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы). Каждый из орденских (кавалерских) праздников имел свой ритуал, включал различные храмовые, дворцово-церемониальные и воинские мероприятия. Наиболее торжественно отмечался орденский праздник Святого Георгия, проходивший обычно с участием царя или других лиц императорской фамилии, высших военных руководителей.

Свой ежегодно отмечавшийся праздник, именовавшийся храмовым, имел в русской армии каждый полк (часть). Как правило, это были дни тезоименитства — дни почитания православного святого, считавшегося покровителем данного полка. Часть полков отмечали свои праздники в Пасху или в один из «двунадесятых» (12 «великих») праздников. Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Рождество Богородицы — 8(21) сентября, Крещение Господне — 6(19) января и т.д., в другие «святые дни». Так, на Рождество Христово приходились «именины» 5 армейских полков. Гвардейские полки имели своими праздниками: Преображенский полк — 6(19) августа (Преображение Господне), Семёновский — 21 ноября (4 декабря) (Введение во храм Пресвятой Богородицы), Измайловский — день Святой Троицы (на 50-й день после Пасхи), Егерский — 17(30) августа (Святой мученик Мироний), Московский — 8(21) ноября (Собор Архистратига Михаила), Гусарский — 6(19) ноября (Святой Павел Исповедник) и т.д.

Почитаемый в русской армии день «весеннего Георгия» 23 апреля (6 мая) являлся храмовым праздником для Главного штаба, 10 пехотных и стрелковых, 5 кавалерийских полков, Семиреченского и Оренбургского казачьих войск, 3 военных училищ6. Праздник тезоименитства лейб-гвардии Преображенского полка — 6(19) августа — вместе с преображенцами отмечали вся гвардейская артиллерия (ведущая своё происхождение от бомбардирской роты Преображенского полка), лейб-гвардии Санкт-Петербургский полк; 19 армейских гренадерских, пехотных, стрелковых и кавалерийских полков, Псковский кадетский корпус7. На Троицу отмечали свой праздник, кроме гвардейцев-измайловцев, 17 армейских пехотных и стрелковых, 3 кавалерийских полка. Празднование полкового праздника обычно включало в себя молебен, парад, праздничный обед для офицеров и гостей, улучшенное довольствие для нижних чинов, различного рода развлечения.

Кроме общеармейских праздничных и памятных дней, существовали таковые для отдельных родов войск. Так, 28 января (10 февраля) в день памяти преподобного Ефрема Сирина отмечали свой праздник военные топографы. 24 июня (7 июля) — годовщина Чесменского сражения 1770 года — традиционно считалось главным морским праздником. В храмовый праздник Гатчинской воздухоплавательной школы 20 июля (2 августа) (день памяти Святого пророка Илии — «Ильин день») отмечали свой день русские военные и гражданские авиаторы. 25 сентября (8 октября) (день «Всей артиллерии собора») праздновали русские артиллеристы. 1(14) октября, в Покров Пресвятой Богородицы, отмечало свой праздник Главное управление казачьих войск.

Опережая события, следует отметить, что все отмечавшиеся русским воинством «святые даты» церкви, о которых выше шла речь, остаются церковными датами и в XXI веке, однако вместе с русской армией почти все они ушли из военного календаря. В своеобразной форме в современной Российской армии официально возрождены лишь даты «зимнего Георгия» и Архистратига Михаила (см. ниже о Дне Героев Отечества 9 декабря и Дне оружейника 19 сентября).

Но вернёмся к дореволюционной России. Кроме ежегодных праздничных и памятных дней, торжественные мероприятия проводились в юбилейные даты-годовщины (кратные 10, 50, 100 и т.д.) крупных военных событий. Так, летом 1909 года с большим размахом праздновался 200-летний юбилей Полтавской битвы. В торжественных мероприятиях в Полтаве, проводившихся в присутствии Николая II, высших государственных сановников и иерархов церкви, участвовали батальоны, роты и эскадроны многих гвардейских и армейских полков. 26 августа (8 сентября) 1912 года широко отпраздновали 100-летие Бородинского сражения. К этой дате на Бородинском поле были установлены многие полковые и дивизионные памятники. Утром 26 августа после раскатов пушечных выстрелов над Бородинским полем началась торжественная литургия в храме Тучковского монастыря, после чего крестный ход направился к могилам героев Бородинского сражения. 27—29 августа торжества переместились в храмы и на площади Москвы. Прямых потомков участников сражения наградили памятными медалями.

Войска, особенно в больших городах, участвовали в праздновании различных крупных событий в жизни государства и правившей династии, в частности — дней рождения и тезоименитства правившего императора, императрицы, наследника русского престола, коронации монарха и др. Так, например, во время коронации войска выстраивались вдоль всех улиц, по которым двигалась торжественная процессия; её сопровождали высшие военачальники и гвардия; производился пушечный салют.

После 1917 года в Советской России все прежние официально установленные праздничные и памятные дни страны и Вооружённых сил фактически были отменены, а постановлением Совета народных комиссаров от 2 декабря 1918 года впервые определены новые, революционные, главными из которых стали 1 мая — «День Интернационала» (в последующем — День международной солидарности трудящихся) и 7 ноября — «День Пролетарской революции» (в последующем — Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции)8. Участие Красной армии 1 мая и 7 ноября в проведении торжественных мероприятий являлось традиционным; главным событием этих праздников стали военные парады на Красной площади в Москве (проведение первомайских парадов отменено в 1969 г.).

С 1922 года в календарь праздновавшихся дат вошёл День Красной армии — 23 февраля (с 1946 г. — День Советской армии, с 1949 г. — День Советской армии и Военно-Морского Флота). Источником происхождения даты 23 февраля являлся день Красного подарка (в помощь Красной армии), первоначально запланированный на 28 января 1919 года — 1-ю годовщину принятия декрета Совнаркома о создании РККА, но проведённый с опозданием 23 февраля 1919 года (впоследствии дату 23 февраля без особых обоснований связали с первыми боями красноармейских частей под Псковом и Нарвой в 1918 г. против германских войск). В дальнейшем постановлениями высших органов государственной власти устанавливались дни видов Вооружённых сил и родов войск: в 1939 году — День Военно-морского флота СССР (последнее воскресенье июля), в 1944 году — День артиллерии (19 ноября; с 1964 г. — День ракетных войск и артиллерии), в 1946 году —День танкиста (11 сентября, с 1980 г. — 2-е воскресенье сентября), в 1958 — День пограничника (28 мая), в 1975 году — День Войск противовоздушной обороны страны (2-е воскресенье апреля). Военно-воздушные силы ещё с 1933 года имели общий праздничный день с Гражданским флотом — 18 августа — Всесоюзный день авиации (с 1980 г. — День Воздушного флота, который стал отмечаться в 3-е воскресенье августа). В 1970 году приказом министра обороны СССР был установлен День воздушно-десантных войск — 2 августа. Праздником большого общегосударственного значения с 1945 года являлся День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (9 мая).

Все вышеназванные даты (за исключением Дня воздушно-десантных войск) нашли законодательное закрепление в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях»9. При этом День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. и День Советской армии и Военно-морского флота получили статус «всенародных праздников» (остальные определялись через слово «День» без наименования «праздничный» или «памятный»). Особенно широко праздновались юбилеи 20-, 30-, 40- и 45-летия Победы в Великой Отечественной войне, отмечавшиеся военными парадами 9 мая на Красной площади в Москве, всенародным чествованием фронтовиков, масштабными мероприятиями по увековечению памяти павших героев. Достаточно торжественно в стране и армии встречали юбилеи 40-, 50-, 60- и 70-летия советских Вооружённых сил.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Военная энциклопедия. Т. 6. СПб., 1912. С. 361.

2 Даты до 1918 г. даны по двум стилям летоисчисления, сначала по старому (юлианскому), а в скобках по современному (григорианскому).

3 5(18) июля — Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422); 25 сентября (8 октября) — Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).

4 Введён указами Екатерины II (от 3 мая 1769 г.) и правительствующего Синода (от 1 августа 1769 г.). См.: Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. Т. 18. Ст. 13292. СПб., 1830. С. 883.

5 19 сентября (2 октября) — Воспоминание чуда Архистратига Михаила (отведение воды от храма); 8(21) ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

6 Сухарев Ю.В. Праздники русской армии // Воен.-истор. журнал. 1993. № 1. С. 81.

7 Там же. С. 81, 82.

8 См.: Декреты Советской власти. Т. IV. М., 1968. С. 123.

9 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-X «О праздничных и памятных днях // Ведомости Верх. Совета СССР. 1980. № 44. Ст. 914.