Депортация гражданского населения юга УССР на принудительные работы в Третий рейх и Румынию в 1941—1944 гг.

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье исследуется процесс набора рабочей силы на территории юга УССР для потребностей экономики Третьего рейха, а также политика румынской оккупационной власти в «Транснистрии».

Summary. The article considers the process of labor recruitment in the south of the Ukrainian SSR for the Third Reich’s economy and the Romanian occupation authorities’ policy in Transnistria.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ЧЕРНЯВСКИЙ Валерий Валериевич — старший научный сотрудник Николаевского областного краеведческого музея, аспирант Николаевского национального университета имени В.О. Сухомлинского (г. Николаев, Украина. E-mail: garadream1@yandex.ru)

 

ДЕПОРТАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА УССР НА ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ТРЕТИЙ РЕЙХ И РУМЫНИЮ В 1941—1944 гг.

 

Массовые депортации советского гражданского населения на принудительные работы в Третий рейх в 1941—1944 гг. происходили на всех временно оккупированных территориях СССР, в том числе и на юге Украинской ССР. В постсоветский период эту проблему исследуют не только российские историки, но и украинские1. Однако до сих пор в научной литературе не освещён вопрос о том, существовала ли корреляция между масштабами вербовочных кампаний и экономическими планами вермахта.

Один из боёв на подступах к Херсону 1941 г.

Один из боёв на подступах к Херсону
1941 г.

Согласно утвердившемуся в постсоветской историографии мнению немецкие оккупационные власти, изымая рабочую силу с советских территорий, преследовали единственную цель — обеспечить трудовыми ресурсами экономику рейха. Естественно, что реализация подобного курса подразумевала игнорирование объективных потребностей местной промышленности. По моему мнению, подобный подход можно использовать только там, где в рамках исследуемого региона отсутствовали факторы, влиявшие на ход и масштабы вербовочной кампании. Ведь в таких стратегически важных для оккупантов районах, как, например, юг УССР, наличие морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий требовало сохранения существовавшей инфраструктуры. В противном случае вермахт рисковал потерять контроль над всей системой черноморских коммуникаций. Очевидно, что эта ситуация не могла не влиять на объёмы мобилизации рабочей силы в Германию, которые должны были коррелировать с потребностями местной промышленности. Кроме того, существовал ещё один фактор — земли современной Одесской и западные районы Николаевской областей согласно «Бендерскому договору», подписанному 30 августа 1941 года между Третьим рейхом и Королевством Румыния, попали в зону действия румынской оккупационной администрации, которая пыталась проводить самостоятельную политику2.

В середине августа 1941 года немецкие войска оккупировали Николаевскую область, а на протяжении сентября—октября заняли практически всю территорию современной Херсонщины. Разделение полномочий оккупационных администраций на временно захваченных землях юга УССР было произведено следующим образом: восточные районы Николаевской области и левобережная часть Херсонской попали в состав генерального округа «Николаев», к которому также присоединили земли современной Кировоградской области. В результате площадь этой административной единицы составила 466 860 кв. км, а население — 1 960 853 человека. Генеральный округ «Николаев» делился на 13 округов и 60 районов, также на его территории существовали три штаткомиссариата: Николаев, Херсон, Кировоград. Чиновничий аппарат практически полностью состоял из немцев, а вся полнота власти концентрировалась в руках генерал-комиссара, который назначался непосредственно А. Гитлером. В 1941—1944 гг. эту должность занимал генерал Э. Опперман3.

Граница между немецкой и румынской оккупационными администрациями проходила по реке Южный Буг. Зона румынских полномочий размещалась западнее её течения и состояла из двух крупных административных единиц. Территория современного Аккерманского района Одесской области и Молдавская ССР вошли в состав губернаторства «Бессарабия», которое соответственно «Бендерскому договору» было аннексировано Румынией. Остальные земли Одесской области и западные районы Николаевской стали частью губернаторства «Транснистрия», образовав семь его префектур. На этой территории румыны обладали только правом временного администрирования4.

После оккупации в руках немцев оказались черноморские предприятия судостроительной промышленности, в том числе её центра — г. Николаева, где в 1941 году функционировали два крупнейших судостроительных завода: завод имени 61 коммунара и завод имени А. Марти. Модернизированные ещё в 1930-е годы, они выполняли весь спектр работ передовых европейских верфей. Также в Николаевской области дислоцировались 111 промышленных предприятий регионального и 40 — всесоюзного значения, большинство из которых обслуживали нужды судостроения5. В Херсонской области действовали два судостроительных завода — «Судобетоноверфь» и завод имени Коминтерна, но население, задействованное в данной отрасли, насчитывало всего 1272 человека6.

Огромное стратегическое значение имели морские порты. Одесский порт — один из лучших в Европе, самый большой на Чёрном море и второй по размерам в СССР — занимал площадь в 1232 тыс. кв. м, где размещались 48 причалов, оборудованных в соответствии с последними техническими достижениями, общей протяжённостью 10 692 м7. Николаевский портовый комплекс хотя и уступал одесскому, но всегда играл важную роль в морских грузоперевозках.

Согласно планам Германии южный регион УССР не подлежал деиндустриализации. В «Зелёной папке» уполномоченного по 4-летнему плану рейхсмаршала Г. Геринга отмечалось, что первоочередное значение имеет сохранение верфей и их вспомогательных структур как для ремонта и вооружения боевых кораблей, так и для завершения старых и постройки новых судов8. В отличие от других предприятий черноморские судостроительные заводы и порты непосредственно подчинялись «Управлению военной экономики» при главном штабе вооружённых сил рейха и главнокомандующему военно-морскими силами Германии («Кригсмарин») гросс-адмиралу Е. Редеру9.

На второй день после оккупации Николаева судостроительные предприятия были объявлены собственностью Германии. Завод имени 61 коммунара переименовали в «Северную верфь», а завод имени А. Марти — в «Южную верфь», ставшую штабом по постройке военных кораблей. Согласно приказу Е. Редера управляющим всей судостроительной отраслью был назначен адмирал фон Бодокер10.

Создание в Николаеве немецкой базы на Чёрном море требовало привлечения большого количества дешёвой рабочей силы. Сначала эту проблему пытались решить с помощью принудительного труда пленных красноармейцев. Для чего в окрестностях «Северной верфи» создали лагерь для военнопленных — «Шталаг-364»11. В нём можно было сразу разместить до 30 тыс. человек. Но в конечном счёте оказалось, что возобновление работы верфей возможно только путём возвращения на предприятия советских рабочих и инженеров12.

Оккупационная администрация, восстанавливая судостроительную промышленность и набирая рабочую силу для экономики рейха, столкнулась с проблемой существенного истощения человеческих ресурсов региона. К 28 мая 1942 года население Николаева составляло 84 213 человек, что было в два раза меньше довоенного показателя — 167 108 человек13. Аналогичная динамика прослеживалась в Херсоне, где до оккупации проживали 97 186 человек, а в сентябре 1942 года — всего 60 12414, и в Одессе: до войны — 604 223, в оккупационный период — около 228 тыс. человек15.

Сразу после оккупации Николаева в конце августа — начале сентября 1941 года начальник четвёртой экономической группы при штабе 2-й армии вермахта советник Райф констатировал16, что из числа 30 тыс. работников верфи возможен перевод в Германию 3000 металлистов, 600—800 инженеров, 2000—3000 техников. Также рекомендовалось завербовать 2000—3000 домработниц17. Но в 1941 году руководство рейха не рассматривало такие предложения. Только после окончательного провала блицкрига, 7 ноября 1941 года Г. Геринг подписал директиву об использовании рабочей силы с оккупированных советских территорий18. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Полян П. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе. М., 1996; Коваль М.В. Україна в Другій світовій і Великій Вітчизняній війнах (1939—45 рр.). Київ, 1999; Потильчак О. Трудові ресурси радянських військовополонених та остарбайтерів з України у нацистській військовій економіці в роки Другої світової війни. Київ,1998; Гальчак С.Д. «Східні робітники» з Поділля у Третьому рейху: депортація, нацистська каторга, опір поневолювачам. Вінниця, 2003; Лапан Т.Д. Вербування і депортація населення України до Німеччини та умови його праці і побуту у неволі (1939—1945 рр.): Дис… канд. іст. наук. Львів, 2005; Пастушенко Т. Остарбайтери з Київщини: вербування, примусова праця, репатріація (1942—1953). Київ, 2009.

2 Левит М.Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР: истоки, планы, реализация (1.09.1939—19.11.1942). Кишинёв, 1981. C. 101.

3 Миколаївщина в роки Великої Вітчизняної війни 1941—1944. Миколаїв, 2004. С. 139.

4 Также в состав «Транснистрии» входили земли Винницкой области и левобережные районы Молдавии. Административный центр губернаторства находился в Одессе. Во время оккупации эту административную единицу возглавлял румынский губернатор профессор Г. Алексяну, режим которого оказался значительно мягче по сравнению с соседним рейхскомисариатом «Украина».

5 Николаевская область в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Документы и материалы. Одесса, 1964. С. 15.

6 Семёнов И.Д. Борьба трудящихся Херсонщины против немецко-фашистских захватчиков 1941—1944 гг.: Дис… канд. ист. наук. Херсон, 1949. С. 23.

7 Государственный архив Одесской области (ГА ОО). Ф. П. 11. Оп. 11. Д. 52. Л. 3—5.

8 «Зелёная папка» Г. Геринга, или план «Ольденбург» — экономическая составляющая плана «Барбаросса», которая определяла политику эксплуатации сырьевых баз и промышленных предприятий на территории между Вислой и Уралом. Окончательный вариант документа был принят 29 апреля 1941 г. Особое место в нём отводилось советской судостроительной промышленности, которую планировалось сохранить и использовать в интересах рейха.

9 Миколаївщина в роки Великої Вітчизняної війни 1941—1944… С. 153

10 Там же. С. 155.

11 В советской историографии «Шталаг-364» очень часто фигурирует под другим названием — «Лагерь на Темводе».

12 Миколаївщина в роки Великої Вітчизняної війни 1941—1944… С. 155.

13 Государственный архив Николаевской области (ГА НО). Ф. Р. 2134. Оп. 1. Д. 1. Л. 3, 4.

14 Там же; Результати перепису населення // Голос Дніпра. 1942. № 179. 28 червня. С. 1.

15 ГА ОО. Ф. П. 13. Оп. 11. Д. 62. Л. 4.

16 В задачи 4-й группы 2-й армии вермахта входило изучение масштабов разрушений и оценка текущего экономического потенциала Николаева и его округи, в том числе и трудовых ресурсов.

17 Военный архив народной армии Германии. Ф. WF. Д. 03/5692. Л. 104.

18 Белорусские остарбайтеры. «Угон населения Беларуси на принудительний труд в Германию». К-1. Минск, 1996. С. 36.