Первая Всероссийская военно-историческая олимпиада.

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье рассказывается об особенностях подготовки, проведения и результатах Первой Всероссийской военно-исторической олимпиады.

Summary. The article tells about the features of preparation, conduct and results of the first All-Russian military-historical olimpics.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

 

КИКНАДЗЕ Владимир Георгиевич — преподаватель кафедры (военного искусства) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук, доцент

Иванов Сергей Анатольевич — заместитель начальника 1 управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник, кандидат исторических наук

Фаллер Ольга Владимировна — начальник отдела (культурных программ) Управления МО РФ, кандидат психологических наук, доцент

 

Первая Всероссийская военно-историческая Олимпиада

 

В период с 13 по 17 мая 2013 года Министерством обороны Российской Федерации на базе Военного университета (Москва) была проведена Всероссийская военно-историческая олимпиада курсантов и студентов высших учебных заведений Российской Федерации (далее – Олимпиада), посвящённая 70-летию событий 1943 года в ходе Великой Отечественной войны.

Впервые военно-историческая олимпиада, ранее проходившая в рамках военного ведомства как всеармейская, исключительно с привлечением вузов Минобороны России, была переведена на всероссийский уровень. Российский организационный комитет «Победа» (РОК «Победа») включил Олимпиаду в Перечень мероприятий на 2013 год.  Это позволило значительно расширить географию участников за счет привлечения гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Целью Олимпиады ставилась «демонстрация знаний, умений и практических навыков в области военной истории, формирование военно-исторической культуры, повышение качества подготовки военных кадров, поддержание мотивации участников соревнований к совершенствованию профессиональных знаний, научных и творческих способностей».

Основными задачами Олимпиады являлись: пропаганда научных знаний в области военной истории; совершенствование навыков проведения научных (военно-исторических) исследований и самоорганизации творческого труда; воспитание добросовестного отношения к учёбе и стремления к профессиональному и личностному саморазвитию; обмен опытом между профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений в области совершенствования содержания и методик преподавания военной истории.

В соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации к проведению подобных мероприятий, Олимпиада проводилась в два этапа, на региональном и федеральном уровне. В состязании приняли участие команды высших военно-учебных заведений и команды образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – вузы) субъектов Российской Федерации.

Находкой предстоящих соревнований стала оригинальная форма организации регионального этапа. Он проводился заочно и стал своеобразным домашним заданием: подготовка участниками Олимпиады коллективного военно-исторического эссе (далее – эссе) на предложенную тему. Тематика эссе охватывала события отечественной военной истории от монголо-татарского нашествия до «холодной войны» ХХ века. Таким образом, курсантам и студентам предоставлялась возможность максимально широко продемонстрировать свои знания и эрудицию, а также отработать навыки командного взаимодействия при написании коллективной работы.

В региональном этапе состязались 32 вуза из 19 городов России. После определения победителей и призёров среди них, 19 вузов получили право выступить на федеральном этапе Олимпиады: Пензенский государственный университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Ростовский государственный медицинский университет, Московский государственный институт международных отношений МИД России, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Воронежский государственный университет, Российская академия правосудия (Москва), Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар), Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск), Рязанский государственный радиотехнический университет, Московский авиационный институт, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Омский государственный технический университет, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Сибирский государственный аэрокосмический университет (г. Красноярск).

Команды военно-учебных заведений также принимали участие в конкурсе военно-исторических эссе. Основная задача команд состояла в качественной подготовке задания, т.к. баллы за эссе учитывались в командном зачете федерального этапа Олимпиады.

В качестве экспертов для проверки работ были выбраны 18 авторитетных сотрудников Научно-исследовательского института (военной истории) ВАГШ ВС РФ (далее – НИИВИ), среди которых 3 доктора и 10 кандидатов наук. Для проверки эссе был определён 21 критерий оценки.

Всего экспертами было проверено 60 эссе военных и гражданских вузов, которые представляли собой работы различного уровня сложности, добросовестности исполнения и оригинальности. Для того, чтобы избежать предвзятости при оценке эссе, каждый эксперт получил индивидуальный личный код. Работам курсантских и студенческих команд также был присвоен оригинальный шифр: эксперты не знали работы каких вузов находятся у них на проверке, и кроме того невозможно было установить, какой эксперт ранее проверял эту работу. Каждая работа проверялась не менее чем двумя–пятью экспертами и их средняя оценка была взята за основу.

Результаты экспертизы работ были рассмотрены и утверждены на заседаниях независимой экспертной комиссии при Управлении (военного образования) Главного управления кадров МО РФ (далее – УВО ГУК).

В состав экспертной комиссии вошли: представители УВО ГУК  (О.В. Фаллер), профессиональные военные историки – представители НИИВИ (начальник Института И.И. Басик, заместитель начальника Института по научной работе Н.И. Никифоров), академик РАН Г.А. Куманёв, представители СМИ (А.А. Зданович, С.В. Аверченко), специалисты высшей школы и послевузовского образования (Н.В. Агеев, С.В. Воробьёв, А.М. Митина и В.В. Тороп).

Целью работы комиссии являлась качественная подготовка конкурсных заданий Олимпиады. Среди основных задач: контроль хода подготовки Олимпиады, оказание научно-методической и практической помощи её организаторам, проверка конкурсных заданий на соответствие номинациям и присвоение вопросам уровня сложности, оказание организационно-практической помощи жюри, участие в рассмотрении итогов Олимпиады.

По мнению экспертов комиссии большинство эссе имели высокий уровень подготовки. Замечательные работы прислали на конкурс Пензенский государственный университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Ростовский государственный медицинский университет, Московский государственный институт международных отношений МИД России.

Так, команда Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, занявшая в  региональном этапе 2 место, посвятила свою работу причинам военных поражений России в русско-японской войне 1904–1905 гг. Студенты радиофизического факультета А. Омельшин, С. Осенков, Т. Ухов и Л. Колюганов отлично справилась с заданием. Нижегородцам удалось в небольшой по объему, но творчески оформленной работе четко и логично раскрыть геополитические, экономические, военные аспекты, повлиявшие на ход и итоги боевых действий в 1904–1905 годах. Они профессионально рассмотрели особенности военного искусства противоборствующих сторон, проиллюстрировав их схемами, таблицами, портретами участников этой войны.

Среди команд вузов Минобороны России лидером конкурса эссе стала команда Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ (г. Смоленск). Эксперты, проверявшие эссе этой команды, единогласно посчитали его лучшим не только среди курсантских, но и студенческих работ. Эссе посвящено Смутному времени. Великолепное оформление, четкая постановка цели и практически полная реализация задач эссе, полноценные и конкретные выводы, знание и использование при написании работы героической истории Смоленска, включение в текст работы стихов А. Одоевского, Л. Татьяничевой, выдержек и цитат из трудов В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, И.А. Забелина, Н.М. Карамзина, параллели, проведенные с современностью  и выявленные исторические уроки – вот что позволило команде в составе курсантов А. Абраменкова, М. Кагарманова, А. Карташова и А. Тулузакова набрать наибольшее количество баллов в конкурсе эссе.

Все набранные по результатам конкурса эссе баллы пошли в общекомандный зачёт как прошедшим в финальную часть гражданским вузам, так и вузам Минобороны России, они стали стартовым капиталом для командного зачёта федерального этапа.

Согласно регламенту федеральный этап Олимпиады был разбит на 3 тура. Команды-участницы должны были соревноваться в выполнении конкурсных заданий 8 номинаций (по 10 вопросов в каждой), конкурса капитанов, который являлся 9-й номинацией (10 заданий) и военно-исторической баталии (13 заданий). Кроме того были предусмотрены следующие мероприятия, одновременно и усложнявшие и дополнявшие динамику проведения федерального этапа Олимпиады – блиц-турнир конкурса капитанов (5 заданий) и онлайн интернет-олимпиада (10 заданий).

Несмотря на то, что федеральный этап Олимпиады имел четкую ориентацию на события 1943 года, консолидированным решением организаторов было установлено, что в некоторые номинации будут включены вопросы Олимпиады 2012 года, вызвавшие наибольшие затруднения у её участников. Это в той или иной мере позволяло выявить, как готовились к соревнованиям команды военных вузов.

Тематика номинаций была следующей: Военная летопись 1943 г. (зимняя и летне-осенняя кампании 1943 г., битва за Ленинград, Сталинградская битва, битва за Кавказ, Курская битва, битва за Днепр, операции Красной армии, воздушное сражение на Кубани и танковое сражение у Прохоровки, боевые действия и бои, партизанское движение на оккупированных территориях); Герои Отечества; Вооружение и военная техника; Воинские традиции армии и флота в 1943 г.; Война и политика; Военная экономика; Культура в годы войны; История строительства Вооружённых Сил; Развитие отечественного военного искусства и военной мысли (конкурс капитанов).

Для разработки заданий Олимпиады на базе НИИВИ была сформирована рабочая группа, в которую вошли научные сотрудники, имеющие педагогический опыт, что позволило объективно сопоставить уровень сложности заданий и уровень знаний учащегося высшего учебного заведения. Из более чем 180 разработанных заданий на общем совещании группы были отобраны 120 вопросов и представлены для утверждения в экспертную комиссию Олимпиады. Вопросы были разнообразные по стилю: вопросы на сопоставление, музыкальные вопросы, вопросы с использованием фотографий, картин и агитационных плакатов, вопросы-аналогии, вопросы, содержащие тексты документов с ошибками. При этом они были ранжированы по степени сложности и оценены от 2 до 10 баллов. Оценки за задания не были дифференцированы по номинациям, так как изначально предполагалось равномерное распределение одинаковых по сложности вопросов по всем номинациям.

Членами комиссии была отмечена оригинальность заданий, подготовленных научными сотрудниками О.Е. Алпеевым (номинации  Герои Отечества, Культура в годы войны), А.Н. Мазуром (Герои Отечества), кандидатом исторических наук Е.Н. Наземцевой (конкурс капитанов, Война и политика), старшими научными сотрудниками кандидатами исторических наук А.В. Шишовым (Война и экономика), В.И. Фесенко (Вооружение и военная техника), В.И. Бормотовой  (Воинские традиции армии и флота в 1943 г.).

14 – 15 мая в стенах Военного университета состоялись первый и второй туры Олимпиады. 16 мая были проведены наиболее зрелищные виды состязаний – военно-историческая баталия и конкурс капитанов. Первую десятку команд-победительниц военно-исторической баталии составили: Военный университет, Рязанское ВВДКУ, ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), ВА войск РХБЗ и ИВ (г. Кострома), Нижегородский госуниверситет, ВА ВПВО (г. Смоленск), Михайловская военная артиллерийская академия (Санкт-Петербург), Военно-технический университет (г. Балашиха), Военный институт физической культуры (Санкт-Петербург), Российская академия правосудия (Москва).

Организаторы Олимпиады усложнили конкурс капитанов, предоставив его участникам  возможность максимально раскрыться, показать свою эрудицию. Сюрпризом для капитанов стал блиц-турнир конкурса, где неожиданным был вопрос по истории музеев. Идея  включения данного вопроса была связана с празднованием 18 мая международного дня  музеев, два из которых (Центральный музей Вооружённых Сил Российской Федерации и Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на Поклонной горе) любезно распахнули свои двери для участников Олимпиады.

Конкурс капитанов проходил по девятой номинации «Военное искусство и военная мысль», поэтому вопросы задавали и комментировали эксперты из Военной академии Генерального штаба ВС РФ. В числе экспертов находились участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ведущий аналитик Управления генеральных инспекторов МО РФ генерал армии В.М. Шуралёв и ведущий научный сотрудник НИИВИ генерал-полковник Б.П. Уткин.

В режиме видеоконфренцсвязи курсанты, слушатели и преподаватели 14 военно-учебных заведений Минобороны России участвовали в конкурсе капитанов и поддерживали своих лидеров. Лучшие знания показали: А.А. Кондратов, И.А. Сергиевский, А.А. Омельшин, С.С. Богатырев, А.Н. Федоров, М.С. Никитин, М.В. Мадайкин, А.А. Попов, В.И. Фролкин, С.С. Ескалиев.

Лучшие результаты онлайн-олимпиады показали курсанты Омского танкового института, филиала ВА РВСН (г. Серпухов) и Михайловской военной артиллерийской академии.

Итоги Олимпиады подводились в абсолютном личном и командном первенстве. Подсчет баллов и выявление победителей и призёров жюри осуществляло в индивидуальном зачёте по каждой номинации и в целом за Олимпиаду, в командном зачете в целом за Олимпиаду с учетом оценок конкурса эссе.

Лучшие результаты (1 – 10-е место) в абсолютном личном первенстве показали: А.А. Кондратов, Н.С. Рудь, А.Р. Каримов, Н.А. Буробин, М.С. Никитин, Л.А. Калюганов, В.И. Фролкин, И.С. Кожедуб, И.П. Малов, В.А. Гапеев.

В общекомандном зачете первое место заняла команда Военного университета, второе место – команда Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, третье место – команда Военной академии войсковой ПВО ВС РФ из Смоленска. В целом такой результат закономерен, так как именно эти команды были одними из лучших в региональном этапе, что говорит об их серьезной  подготовке к Олимпиаде. Места с 4-го по 10-е заняли: Михайловская военная артиллерийская академия, Рязанское ВВДКУ (5-е место), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (5-е место), Дальневосточное ВВКУ (г. Благовещенск), МГИМО МИД России, Новосибирское ВВКУ, ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж), Военно-технический университет (г. Балашиха).

Военно-историческое состязание показало довольно высокий уровень знаний в области военной истории у учащейся молодёжи, и в большинстве своём, независимо от географического расположения вуза, равные знания курсантов и студентов. Анализируя решённые участниками Олимпиады задания, можно прийти к выводу, что вопросы, связанные с летописью 1943 года, героями отечества, историей строительства Вооружённых Сил, традициями армии и флота в 1943 году, развитием боевой техники менее всего затруднили конкурсантов. Труднее всего приходилось с вопросами, посвящёнными политическим событиям, экономике и культуре в годы войны.

В ходе Олимпиады особое внимание было уделено культурной программе. Учитывая, что в Москву приехали представители курсантской и студенческой молодёжи со всей России, необходимо было показать достопримечательности нашей столицы.

15 мая была организована экскурсия в Центральном музее Вооружённых Сил. На площадке музея был проведён Всероссийский научно-методический семинар на тему «Технология организации и проведения военно-исторических исследований». В основном докладе руководитель семинара Н.И. Никифоров раскрыл основные особенности процесса военно-исторических исследований в настоящее время, их перспективы. В рамках дискуссии выступили представители Центрального архива МО РФ, руководители команд. По мнению участников обсуждённые на семинаре вопросы являются весьма актуальными и требуют дальнейшего изучения.

17 мая Всероссийская военно-историческая олимпиада курсантов и студентов высших учебных заведений Российской Федерации достигла своего кульминационного пика. На состоявшейся в Центральном музее Великой Отечественной войны церемонии закрытия Олимпиады призы и награды вручали: Герои Советского Союза А.П. Волошин и К.К. Латыпов, заместитель начальника ГУК МО РФ контр-адмирал П.И. Антипин, ведущий аналитик Управления генеральных инспекторов МО РФ генерал армии В.М. Шуралёв, начальник НИИВИ И.И. Басик, советник генерального директора ВГТРК А.А. Зданович, начальник управления культуры МО РФ Н.Н. Губанков, заместитель начальника ВУ МО генерал-майор И.В. Мишуткин.

Анализируя результаты Олимпиады, а также процесс её подготовки и проведения, можно сказать, что для эффективной подготовки будущих Олимпиад необходимо обобщить опыт проведения Всероссийской военно-исторической Олимпиады. Для выработки правильных подходов к изучению проблемных вопросов отечественной истории необходимо издание единых учебников по отечественной военной истории, истории военного искусства (военно-морского искусства).

Олимпиада показала, что она является действенным инструментом  стимулирования интереса к прошлому у молодого поколения. Цели этого интеллектуального состязания совпадают с провозглашаемыми целями и задачами РОК «Победа», Российского военно-исторического общества, некоторых других государственных и общественных организаций. Соединение усилий всех государственных и общественных организаций в русле широкоформатного и качественного проведения Всероссийской военно-исторической олимпиады позволило получить мероприятие, имеющее важное воспитательное значение для молодого поколения россиян.

 

 

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА

 

По результатам конкурса лучших материалов, опубликованных в журналах Министерства обороны РФ и газете «Красная звезда», проводимого в соответствии с приказами министра обороны Российской Федерации 1995 года № 49 и 2005 года № 436, первая премия за 2012 год присуждена авторам нашего журнала Божедомову Борису Александровичу, полковнику запаса, старшему научному сотруднику Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидату исторических наук, доценту; Кикнадзе Владимиру Георгиевичу, полковнику, преподавателю кафедры (военного искусства) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидату военных наук, доценту; Спирину Алексею Николаевичу, капитану 1 ранга, начальнику 4 управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидату исторических наук и Усикову Анатолию Васильевичу, капитану 1 ранга в отставке, ведущему научному сотруднику Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктору исторических наук, профессору за статью «Государственное и военное управление в ходе вооружённых конфликтов на Северном Кавказе (конец XX – начало XXI в.)», опубликованную в февральском и мартовском номерах «Военно-исторического журнала» за 2012 год.

Третьей премии конкурса также удостоился наш автор Ковалевский Николай Фёдорович, полковник запаса, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат философских наук, старший научный сотрудник за статью «“Цена Победы”: отзвук гуманизма или понятие с военно-историческим изъяном?», опубликованную в майском номере «Военно-исторического журнала» за 2012 год.

Редакция поздравляет наших лауреатов и желает им творческих успехов и новых научных достижений.