Создание и совершенствование системы управления императорским флотом России

image_pdfimage_print

Аннотация. В статье исследуется история развития органов управления Военно-морского флота России в XVII—XX вв.

Summary. The article investigates the history of the control bodies of the Navy of Russia in the XVII-XX centuries.

Военное строительство

 

Данилов Владимир Сергеевич — капитан 1 ранга в отставке, кандидат технических наук

 

Создание и совершенствование системы управления Императорским флотом России

 

С целью защитить южные земли России от турецких и татарских вторжений русские войска предприняли в 1695 году попытку овладеть крепостью Азов, закрывавшей свободный выход в Чёрное и Азовское моря. Однако этот так называемый Первый Азовский поход Петра I окончился неудачей1, убедившей царя-реформатора в необходимости иметь мощный флот для того, чтобы принуждать к сдаче морские и речные крепости.

Строить суда и корабли Пётр I решил в Воронеже. Выбор на этот пункт пал потому, что тот имел прямое водное сообщение с Азовским морем, а по берегам притока одноимённой с городом реки росли годные для кораблестроения леса.

Тогда ещё не было единого управленческого органа, планомерно вникавшего в корабельное дело, а ведали им разные начальники — «всяк ответственен за свой шесток» без особого понимания «чужих» проблем.

Организация постройки судов в Воронеже началась с подбора «работных и начальных людей», заготовки леса и «всевозможных припасов». За всем этим «присматривал» глава разрядного приказа Стрешнев. Тимерман, учитель царя, значившийся инженером при первой осаде Азова, наблюдал, находясь на верфи, за постройкой галер; выполнял должность «расходчика» и казначея; заготавливал разные материалы (пеньку, железо, парусину). Переводчик посольского приказа Кревет, помогая Тимерману, заведовал лесопилками, приобретал канаты, такелаж и паруса, а через посредство живших в Москве иностранцев Виниуса и Гартмана выписывал из заграницы мастеров, инструменты и прочее. Главным распорядителем по заготовке строительных материалов являлся стольник Титов.

Прибывший к месту в конце февраля 1696 года с небольшой свитой, состоявшей из сведущих в кораблестроении помощников, Пётр I поселился около самой верфи в приготовленном для него небольшом домике. Скромное жилище царя, наречённое «Государевым шатром в Воронеже», стало главной штаб-квартирой «Воронежского корабельного дела».

Одновременно со строительством судов постепенно формировалась и система морского управления. Первоначально управленческие функции возлагались на адмирала, затем на генерал-адмирала (высшее лицо корабельной службы). Для заведования адмиралтейскими делами, то есть строительством кораблей и их материальным обеспечением, было учреждено звание адмиралтейца. В море флотом командовал тот же генерал-адмирал, одновременно возглавляя кардебаталию2.

Первым официальным органом морского управления стал Приказ воинского морского флота, учреждённый 11 декабря 1698 года. Находился он в Москве под управлением боярина (впоследствии адмирала) Ф.А. Головина. В его ведении значились все служившие на флоте иностранцы, а также монетный двор. Адмиралтейское же управление располагалось первоначально в Володимирском судном приказе (Москва) и в Царском шатре (Воронеж). В феврале 1700-го с упразднением первого из них был учреждён Приказ адмиралтейских дел, заведовавший судостроением, снабжением всем необходимым спущенных на воду и сбором денег на строительство новых кораблей, прохождением службы адмиралтейскими служителями и морскими чинами из русских3.

Первоначально деятельность управленческого органа была сосредоточена преимущественно в Воронеже, где велось строительство Азовского флота, но она значительно расширилась с учреждением Балтийского флота. Главный надзор за строительством судов для последнего поручался ингерманландскому губернатору князю Меншикову. Заведывание Олонецкою верфью, а затем и созданным Петербургским адмиралтейством возлагалось на олонецкого коменданта Яковлева. Над корабельным (парусным) флотом начальствовал вице-адмирал Крюйс, а над галерным (гребным) — шаутбенахт4 Боцис.

В 1706 году произошли значительные изменения: Ф.М. Апраксин стал адмиралом и президентом Адмиралтейства, звание адмиралтейца было упразднено, а Приказ воинского морского флота присоединён к Адмиралтейскому приказу. В 1707-м в заведование адмиралтейскими и экипажескими делами вступил А.В. Кикин в звании адмиралтейского советника, в ведение которого поступили Петербургская и Олонецкая верфи, все мастера, мастеровые и работные люди, экипажмейстер5 с его помощниками и Адмиралтейская канцелярия. Подчинялись ему и отданные Адмиралтейству города в Петербургской губернии (Белоозеро, Олонец, Каргополь, Устюжна Железопольская) «да Новгородского уезду Сермакская волость с погосты». В то время это были довольно крупные пункты, состоявшие каждый от 3,5 до 10 тыс. дворов.

Управление морскими делами в те времена было сопряжено с большими неудобствами, поскольку распорядительная часть во главе с Апраксиным находилась в Петербурге, а центр (Приказ адмиралтейских дел) — в Москве. Кроме того, всё делалось по-старинке, без записей; из-за отсутствия приходно-расходных книг невозможно было проследить за движением денежных средств, за точным количеством имевшихся в наличии материалов. Избавиться от подобного неустройства помогли изменения в схеме управления флотскими делами, произошедшие в 1712 году6. В частности, в Петербурге была учреждена «Военная морского флота канцелярия», в ведение которой из Морского приказа было передано «заведование морскими и сухопутными чинами флота», их довольствием, обмундированием и производством «суда и расправы». В её «распорядительство» поступили также аптека и «деньги на госпиталь». При всём при том, что формально постройка кораблей и снабженческие функции являлись прерогативой как петербуржской, так и московской канцелярий, основным назначением последней являлся сбор средств.

С введением спустя три года «нового чина» Военная морская канцелярия «отошла в его распорядительство». Объявляя соответствующий именной указ царя от 12 января 1715 года «О назначении генерала-майора Чернышёва обер-штер-кригс-комиссаром во флоту», то есть главой Морского комиссариата, граф Апраксин перечислил обязанности последнего: «О заведовании доходами Адмиралтейства, выдаче жалованья морским чинам, выдаче экипажмейстеру определённой на верфь суммы, приёме и раздаче провианта, назначенного на Адмиралтейство и флот, и о производстве в зимнее время суда над чинами…».

Управление Морского комиссариата состояло из трёх обер-комиссаров (одному из них надлежало находиться во время кампании на флоте, заведуя всем довольствием судовых экипажей и имея под своей командой всех командиров на флоте в части снабжения) с определённым числом комиссаров, провиантмейстеров, подьячих и так называемых школьников. В том же году появилась должность обер-фискала, осуществлявшего строгий надзор за соблюдением законов. О замеченных непорядках во время кампании он должен был доносить флагману, а в гаванях — главному управителю адмиралтейств. В 1716-м для заведования обмундированием «морских служителей» была учреждена особая контора — мундирная, находящаяся в ведении цалмейстера, управляющего счётной палатой.

Постепенно круг полномочий Адмиралтейского приказа, переименованного вскоре в Московскую адмиралтейскую контору, сужался: сначала из его ведения были изъяты вопросы, касающиеся «морских служителей» и доходов адмиралтейства, а с 1718-го, лишившись права на заготовку припасов, «приказ-канцелярия» заправляла Математической школой, Хамовным двором, производившим разного вида полотна, в том числе и для парусов, сбором для флота денег с приказов и накопившихся недоимок в Московской губернии.

Убедившись в несовершенстве единоличного управления, дававшего большой простор произволу, Пётр I решился по примеру других государств ввести коллегиальный способ. 11 декабря 1717 года им были утверждены реестр и штаты всех коллегий7, президентам которых предписывалось разработать подробный регламент работы каждого из них. Во многом благодаря строгому надзору со стороны царя и его волевым решениям Россия начиная с 1720 года «зачала управляться по новому манеру».

Первоначально было учреждено 9 коллегий, число которых впоследствии то увеличивалось, то уменьшалось. К концу XVIII века их стало 12. При этом всегда существовали Иностранных дел, Воинская и Адмиралтейская коллегии. Они, как свидетельствуют документы, «должны были ведать внешния сношения и национальную оборону на суше и на море»8. В отличие от других эти три «обязательных» ведомства «обладали законодательной властью»9. Созданные в 1720 году «Морской устав» и в 1722-м «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при адмиралтействе обретающихся» стали основными документами, регламентирующими морское управление. В части, касающейся непосредственно Военно-морского флота (ВМФ), применялись кроме того и Воинские артикулы10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Более подробно о первом и последующих Азовских походах Петра I см.: Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1977. Т. 1. С. 102, 103.

2 Кардебаталия — центр, основная ударная сила флота, эскадры.

3 Пётр I. Указы государя императора Петра Великого самодержца Всероссийского, состоявшиеся с 1714 г. по кончину Е.И.В. генваря 28 числа 1725 году. СПб., 1799.

4 Шаутбенахт (от голланд. — ночной наблюдатель) — флагман арьергарда, отвечавший за безопасность эскадры во время движения ночью; с 1699 г. — контр-адмирал.

5 Экипажмейстер заведовал портовыми конторами, магазинами (складами), парусными, такелажными и конопатными делами, поддерживал в исправном состоянии суда по своей части.

6 Огородников С.Ф. Исторический обзор развития деятельности Морского министерства за сто лет его существования (1802—1902). СПб., 1902. С. 2—5.

7 Князьков С.Н. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М.: Планета, 1991. С. 209.

8 Там же. С. 217; Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. СПб.: Типограф. В. Демакова, 1893. С. 59.

9 Московенко М.В. Государство российское и флот. СПб., 2006. С. 35.

10 См.: Пётр I, о нём. Воинские артикулы Петра I. Материалы по изучению истории государства и права СССР. М., 1960.