Создание и развитие воспитательной системы в кадетских образовательных учреждениях

image_pdfimage_print

Воинское обучение и воспитание

Милованова Лада Вячеславовна — доцент Московского городского университета управления правительства Москвы, кандидат юридических наук

(Москва. E-mail: milo-lada@yandex.ru)

«Истинная же смелость… в том, что долг человеку предписывает»

Создание и развитие воспитательной системы в кадетских образовательных учреждениях

 

Воспитательный элемент в системе кадетского образования занимает важнейшее место, так как на нём основывается весь процесс обучения будущих командиров, военачальников, государственных деятелей. Правовые основы столь важного процесса были заложены без малого три века тому назад с созданием (1731 г.) первого кадетского корпуса в России. В Уставе юношеского военно-учебного заведения (вуза), утверждённого императрицей Анной Иоанновной, наставникам вменялось в обязанность «иметь над кадетами раздельное смотрение»1. Более тридцати лет спустя (1765 г.) вступивший в должность главного директора вуза (Сухопутного шляхетского кадетского корпуса) И.И. Бецкой приступил по велению царствовавшей в то время Екатерины II к составлению нового свода «кадетских правил» для воспитания и обучения «благородного российского юношества»2. При этом императрица считала, что «главное достоинство наставления детей» наряду с другими положениями заключается «в добронравии непрерывном», «в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости и подозрения», а «истинная же смелость состоит в том, чтобы пребывать в том, что долг человеку предписывает». В ответ Бецкой высказал и своё мнение: «Прежде корпус готовил только исправных офицеров, а Вы желаете, чтобы он был училищем и знатных граждан, и отечеству бы сугубую пользу приносил; для этого надобно не токмо науки и художества умножать, но и вкоренить добронравие и любовь к трудам, новым воспитанием новое бытие нам даровать и новый род подданных произвести». Сподвижник Екатерины II и представитель передовых взглядов в деле обучения и воспитания, он считал, что обособленный подход к малолетним в учреждениях интернатного типа в течение 15 лет «с просвещёнными преподавателями и подготовленными воспитателями» может способствовать подготовке молодёжи к службе Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще3. Его идеи, поддержанные государыней, и стали основой создававшейся в XVIII веке системы кадетского воспитания, сохранившись до настоящего времени. Их, изложенных в Уставе Сухопутного кадетского корпуса, поддерживали и развивали его последователи генерал-адъютант граф Ф.Е. Ангальт, генерал-поручик М.И. Кутузов, генерал-поручик И.И. Шувалов, генерал от инфантерии граф П.А. Зубов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, генерал-майоры М.И. Мордвинов и П.И. Меллисино и другие просвещённые деятели.

Постепенно с развитием кадетского образования, созданием в XIX веке сети соответствующих корпусов, а также постоянных органов управления и руководства ими стали приниматься и необходимые нормативные правовые акты, например, «Устав для военно-учебных заведений» и общее к нему «Положение» (апрель 1830 г.)4. Две начальные части первого из них посвящены подробной регламентации воспитания и правового обучения в кадетских корпусах5. Во главу угла здесь поставлены задачи воспитания, целью которого является сделать «воспитанников добродетельными и благочестивыми» с чувством долга перед Отечеством, беспредельной преданностью государю и повиновением начальству, нежной почтительностью к родителям, уважением к старшим, благодарностью и любовью к ближнему6. Давались и необходимые рекомендации. К примеру, указывалось на обязательность формирования у подопечных таких нравственных качеств, как власть над собою, стремление к усовершенствованию, готовность помогать ближнему, любовь к порядку, честность, бескорыстие, правдолюбие, твёрдость духа, неустрашимость и скромность. Кроме их развития, средствами к достижению поставленной цели должно служить соответствующее «образование ума» воспитанников (соревнование, честолюбие, выбор чтения, беседы и увещевания, наказания и награждения). Причём наставники должны прибегать к наградам и взысканиям «со всевозможной разборчивостью», соблюдая строгую справедливость и соразмерность как со степенью достоинства или виновности, так и с намерением, которое служило побуждением к данному поступку. Важно, чтобы все приказания и запрещения воспитателей определялись «по сущей необходимости для действительной пользы воспитанников, которые затем уже обязаны исполнять их совершенно и постоянно»7.

Отдельно выделялось физическое воспитание, направлявшееся на «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и совершенствование телесных сил и способностей»8. Для достижения этой цели были сформулированы основные требования жизни, быта, отдыха кадета9.

Особое внимание в Уставе обращалось на неразрывную связь образования и воспитания. В известном по тому времени издании подчёркивалось, что «все качества достойного человека кратно изъяснить можно следующими словами: военные достоинства, просвещение, нравственность»10. Именно по такому принципу строился воспитательный и учебный процесс, дополнявшийся внеурочными занятиями, деятельностью различных кружков, организацией досуга и т.п. Было естественным в кадетских корпусах знать несколько языков и быть знакомым с научными, культурными, художественными и литературными достижениями европейских стран. Персональное творчество кадет воплощалось в издании собственных газет и журналов. Это — с одной стороны, а с другой — сообщение обучаемым научных знаний с выработкой умения пользоваться ими11.

Таким образом, в результате сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов и других родственных им источников XVIII—ХХ века, посвящённых вопросам кадетского воспитания, в его содержании можно выделить следующие направления: нравственное (духовно-нравственное), гражданское (государственно-патриотическое), воинское (профессиональное), культурно-эстетическое, религиозное, физическое, трудовое12.

Значительное влияние на воспитанников оказывали победы русской армии и русского флота, воинские традиции и обычаи. Высокий моральный дух, понятие о долге и чести подростки и юноши впитывали от своих начальников и воспитателей, которые сами были участниками исторических событий по защите Отечества. На духовно-нравственное воспитание кадет огромное влияние оказывало изучение деятельности и наследства полководцев и флотоводцев А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, Г.А. Потёмкина, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, военных учёных М.И. Драгомирова, Д.А. Милютина, П.О. Бобровского, А.З. Мышлаевского, Н.П. Михневича, Д.Ф. Масловского, А.К. Пузыревского и других. Ведущей областью духовной жизни России в XIX веке была художественная литература, формировавшая духовно-нравственные и морально-этические принципы. В библиотеки кадетских корпусов поступали сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, входившие в учебную программу. Даже курс законоведения назывался как «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии»13. Постоянно изучались пути, методы и способы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с помощью публикаций в печати по проблемам «нравственного воспитания кадет и гимназистов»14.

Духовно-нравственная закалка молодёжи была определяющим звеном в системе воспитания на всех этапах развития кадетского образования. Она являлась основой воспитательной работы в деятельности как кадетских корпусов за рубежом, так и советских заведений — суворовских (СВУ) и нахимовских (НВМУ) морских военных училищ.

О воспитании нравственности кадет можно судить по дошедшим до нас «заповедям», «кодексам части», «заветам», существовавшим в каждом корпусе. Так, в характеристиках суворовцев присутствовали такие критерии, как патриотизм, отношение к учёбе и труду, чувство долга и ответственности, правдивость и искренность, честность, отзывчивость, товарищество, любовь и уважение к профессии офицера и др., которые соответствовали кадетскому кодексу и кадетскому уставу в российских дореволюционных и послереволюционных (зарубежных)15 кадетских корпусах. Лучшие из них сегодня востребованы в нынешней России. Об этом свидетельствуют уставы современных кадетских заведений, те же «заветы», «заповеди» и другие «памятные засечки», чётко сформулированные моральные ценности и принципы, которые исповедуют и которыми руководствуются будущие офицеры. Так, при входе в Московский казачий кадетский корпус имени М.А. Шолохова каждого воспитанника встречают такие напутствия: «Честь и доброе имя казака дороже жизни. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Будь доброжелателен, но не льстив. Казаки все равны в правах. По тебе будут судить обо всём казачестве. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи своё слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков. Поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Будь трудолюбив, не бездельничай. Береги семью свою и служи ей примером»16. <…>

 

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Лалаев М.С. Исторический обзор регламентаций воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания первых военных школ до последнего времени // Военный сборник. 1900. № 1. С. 117.

2 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). 1-е изд. (1649—1825 гг.). № 5881.

3 См.: Бецкой И.И. Отечественная история. Энциклопедия: В 5 т. М., 1994. Т. 1. С. 227; он же. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетного кадетского корпуса… СПб., 1766.

4 См.: ПСЗ РИ. 2-е изд. (1825—1881). № 3598, 3615.

5 Свод военных постановлений. СПб., 1838. Кн. III. Ч. 1, 2.

6 Там же. Ч. 1. Ст. 850.

7 Там же. Ст. 851—927.

8 Там же. Ст. 832.

9 Там же. Ст. 833—848; Приложение VI к ст. 272.

10 Военный журнал. 1811. Кн. II. С. 97; 1812. Кн. XVIII. С. 132.

11 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 725. Оп. 4. Д. 128. Л. 314.

12 См., например: Петров П.В. Главное управление военно-учебных заведений. СПб., 1902—1907. Т. 2; Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1908.

13 Основные понятия о нравственности, праве и общежитии. Курс законоведения для кадетских корпусов. СПб., 1889.

14 См.: Легар М. Нравственная подготовка войск в мирное время // Военный сборник. 1911. № 4; Боголюбов Н. Цель и средства нравственного воспитания // Педагогический сборник. 1869. № 4; Демков М.И. О нравственном воспитании // Педагогический сборник. 1894. № 4.

15 Более подробно см.: Гурковский В.А. Российские кадетские корпуса за рубежом. М., 2009. С. 213, 214.

16 Российская кадетская перекличка. 2008. № 6. С. 111.