Пенсионное обеспечение военнослужащих Красной армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны

image_pdfimage_print

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

 

Насонов Константин Александрович — подполковник, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: 3275500@mail.ru)

Пенсионное обеспечение военнослужащих Красной армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны

 

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной армии и их семей в СССР во время Великой Отечественной войны определялись принятыми органами государственной власти и военного управления указами, постановлениями, приказами, директивами, распоряжениями и инструкциями. Пенсии в большинстве случаев обусловливались инвалидностью лиц, полученной в результате ранений, увечий и заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, или их гибелью и пропажей без вести. В советском законодательстве учитывались особенности военной службы в боевой обстановке и поэтому предусматривались специфические меры и способы пенсионного обеспечения, гарантировалась защита прав и интересов военнослужащих и их семей.

Ещё до войны постановлениями СНК СССР 1940 года от 16 июля № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 12 ноября № 2291 «О дополнении постановления СНК СССР от 16 июля 1940 г.» был установлен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву и их семей. Эти категории военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, являвшихся до призыва на военную службу рабочими или служащими, обеспечивались пенсией в размерах в зависимости от групп инвалидности (от 50 до 100 проц. среднемесячной зарплаты).

Семьи погибших на фронте получали право на пенсию в размере от 35 до 60 проц. их среднемесячной зарплаты. Это право распространялось также на семьи без вести пропавших. Семьям военнослужащих, у которых заработная плата была невысокой, пенсии начислялись в твёрдых ставках. Если военнослужащие рядового состава становились инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с пребыванием на фронте, пенсии назначались им в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний, но с предоставлением льгот в том случае, если они не имели необходимого для назначения пенсии стажа работы или не работали до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих. Военнослужащим и их семьям, проживавшим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80 проц. от назначенной суммы1.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» предусматривались пенсии за выслугу лет и по инвалидности, а семьям — по случаю потери кормильца или выходное пособие. Пенсии за выслугу лет офицерам и сверхсрочнослужащим устанавливались при наличии не менее 25 лет выслуги. При этом один месяц службы в войсках действующей армии засчитывался за три. Пенсии и пособия семьям умерших, погибших или пропавших без вести офицеров и сверхсрочнослужащих определялись в зависимости от количества нетрудоспособных в семье, причины смерти военнослужащего и размеров его прежнего денежного содержания. Таким образом, существенно повышалось социальное обеспечение указанных категорий граждан2.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1475 был утверждён «Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих право на пенсии и пособия» согласно постановлению СНК СССР за № 14743.

Уже 25 августа 1941 года директивой начальника Главного управления кадров НКО СССР генерал-майора А.Д. Румянцева № ГУК 7/45/2508 был установлен порядок оформления пенсий отделами кадров военных округов семьям лиц начальствующего состава, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков. Назначение пенсий производилось на основании выписок из приказов по Главному управлению кадров НКО СССР, Управлению кадров ГлавПУ РККА (Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии), Управлению кадров Главного управления Военно-воздушных сил и Главного санитарного управления Красной армии об исключении погибших из списков личного состава РККА в связи со смертью. Выписки из приказов рассылались в отделы кадров округов, которые, в свою очередь, отправляли соответствующие распоряжения районным военным комиссариатам по месту жительства семей. Пенсии назначались согласно тем должностям, которые занимали погибшие на момент смерти, даже если они и не были на них утверждены документально4.

В тех случаях, когда отделам кадров не были известны последние должности погибших, впредь до получения данных о них начисление семьям пенсий производилось из условных окладов содержания: «младших лейтенантов, лейтенантов и им соответствующих — 600 рублей; старших лейтенантов и им соответствующих — 650; капитанов и им соответствующих — 725; майоров и им соответствующих — 850; подполковников и им соответствующих — 900; полковников и им соответствующих — 1100; лиц высшего начсостава — 1400 рублей»5.

Семьям погибших лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава запаса, мобилизованных в народное ополчение, пенсии назначались по занимавшимся ими должностям начальствующего состава согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 14746.

В начале Великой Отечественной войны учёт и обеспечение пенсионеров Наркомата обороны (НКО) СССР, которые к тому моменту вынуждены были эвакуироваться из районов военных действий, ухудшились. Эти лица в течение продолжительного периода не могли своевременно получать пенсии вследствие того, что в большинстве своём не имели при себе документов, а по прибытии в тыловые районы страны не могли доказать свою принадлежность к пенсионерам НКО7. Особенно в затруднительном положении оказались инвалиды Великой Отечественной войны. В связи с этим распоряжением СНК СССР от 12 ноября 1941 года № 10160 было разрешено Наркомсобесу РСФСР, а также наркоматам социального обеспечения других союзных республик в отдельных случаях назначать инвалидам войны пенсии по свидетельским показаниям8.

Согласно директивным указаниям начальника Финансового управления Красной армии (ФУ КА) от 28 октября 1942 года № 100391/2810 инвалидам Великой Отечественной войны, не имевшим документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу КА, пенсии не назначались, а обратившиеся лица направлялись в органы собеса для оформления пенсий наравне с младшим начальствующим составом. После получения этими лицами документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу, им назначались пенсии НКО со дня возникновения права на пенсию по инвалидности9. Значительно позже, 24 декабря 1944 года, была издана директива ФУ КА № 1454734с «О порядке назначения пенсий офицерам-инвалидам, возвратившимся из плена и прошедшим спецпроверку». В ней устанавливалось, что этим лицам, восстановленным в офицерском звании и уволенным из Красной армии, пенсии по инвалидности или за выслугу лет назначались согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 наравне с инвалидами Великой Отечественной войны. При этом время пребывания в плену и на спецпроверке засчитывалось в выслугу лет в Красной армии календарным порядком. Офицерам, возвратившимся из плена, денежное содержание за период нахождения их в плену и на спецпроверке не выплачивалось. Полученные семьями этих офицеров пенсии, единовременные и возвратные пособия за время нахождения в плену и на спецпроверке не взыскивались10.

Во время Великой Отечественной постоянно увеличивалось количество военнослужащих и их семей, получавших право на пенсии, в том числе и инвалидов войны (известно, что число погибших военнослужащих в 1941—1945 гг. составило 8 млн 744,5 тыс. человек11). Например, если ФУ КА в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942-го инвалидам была назначена 2961 пенсия, а семьям военнослужащих — 14 118, то на 1 ноября 1942 года количество пенсий уже составляло 23 938 и 57 171 соответственно12, а в 1945 году среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвёртую часть составляли члены семей13.

Что касается реорганизации всей деятельности по назначению пенсий, то постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 11 марта 1942 года № 1424 «О передаче назначения пенсий лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим Красной Армии, а также семьям этих лиц из ведения Главного управления кадров НКО в ведение Финансового управления при НКО» приблизило эту работу к военным комиссариатам, инвалидам и семьям погибшего офицерского состава14. Данным постановлением на начальника ФУ КА при НКО СССР генерал-лейтенанта Я.А. Хотенко была возложена ответственность за своевременное назначение и упрощённое оформление пенсий лицам высшего, старшего, среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим РККА, а также их семьям, введены изменения в штаты ФУ КА, финансовых отделов военных округов (фронтов) и финансовых органов республиканских, краевых, областных (а в г. Москве и Ленинграде — городских) военных комиссариатов. Для оптимизации пенсионного обеспечения семей погибших, умерших и без вести пропавших устанавливалось, что приказы об исключении из списков личного состава Красной армии погибших офицеров должны издаваться Главным управлением формирования и укомплектования войск РККА независимо от рода войск, в котором состоял погибший, после чего эти приказы рассылались по соответствующим управлениям и военным округам.

Областные и республиканские военкоматы в начале своей деятельности, получив функции по назначению пенсий в 1942 году, на первых порах работали недостаточно организованно, а пенсионная работа имела ряд недочётов как в организации управленческого аппарата, так и в своевременном назначении пенсий. Так, по состоянию на 1 января 1943 года в военкоматах Приволжского военного округа имелось много неотработанных пенсионных дел: в Саратовском областном военном комиссариате (ОВК) — 1377, в Куйбышевском ОВК — 2758, в Пензенском ОВК — 1505 материалов15. <…>

 

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Государственный архив Волгоградской области. Ф. 4528. Оп. 1. Д. 1. Л. 5—6.

2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—79.

3 Там же. Д. 478. Л. 49.

4 Там же. Д. 1322. Л. 1.

5 Там же. Л. 2.

6 Там же. Д. 1288. Л. 2.

7 Там же. Д. 1764. Л. 78.

8 Лиознер Д.А., Писарев Ф.И. Льготы для военнослужащих и их семей. Алма-Ата: Казахское объединенное государственное издательство, 1943. С. 73.

9 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1288. Л. 20.

10 Там же. Л. 70—73.

11 Кривошеев Г.К., Андроников В.М. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание. М.: Вече, 2009. С. 376.

12 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1289. Л. 2.

13 Тиванов В.В. Развитие финансов Вооружённых Сил после Великой Отечественной войны. М.: Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии, 1995. С. 156, 157.

14 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—80.

15 Там же.