Историко-правовые основы возникновения и развития отечественной системы кадетского образования

image_pdfimage_print

Воинское обучение и воспитание

Милованова Лада Вячеславовна — доцент Московского городского университета управления правительства Москвы, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, заслуженный работник науки и образования

(Москва. E-mail:milo-lada@yandex.ru)

«В целях создания кадра для укомплектования военно-учебных заведений…»

Историко-правовые основы возникновения и развития отечественной системы кадетского образования

29 июля 1731 года в соответствии с указом императрицы Анны Иоанновны был создан так называемый корпус кадетов1. С этого времени, чтобы превратиться в эффективную образовательную систему, кадетское образование в России прошло несколько периодов развития. Направлялось оно на получение юношами фундаментальных знаний с учётом последних достижений науки и педагогики; патриотическое, гражданское, нравственное, физическое и трудовое воспитание. Основанное на прочном фундаменте общего образования, широком научном и культурном кругозоре, моральных и правовых ценностях, профессиональное обучение кадет подготавливало их к государевой (государственной) службе на военном или гражданском поприще. Добиваться поставленной цели помогало интернатное содержание воспитанников, когда с детских лет они приучались к воинскому порядку, организованности, дисциплине, усваивали жизненную необходимость ценить чувство товарищества, честь и достоинство.

Как эти, так и ряд других характерных признаков были всегда присущи (таковыми остаются и поныне) кадетскому образованию независимо от изменения его содержания, форм и видов учебных учреждений. Без преувеличения можно сказать, что оно сыграло важную роль в подготовке высокообразованных, просвещённых, профессионально подготовленных, патриотически настроенных государственных и военных деятелей Российской империи, выдающихся представителей науки, культуры и искусства2.

Поскольку столь значимой проблеме, как правило, уделяли внимание первые лица государства, то с момента возникновения первых кадетских корпусов и до 1917 года в Российской империи была создана фундаментальная законодательная, нормативная и правовая база. Она определяла создание и функционирование всех основных элементов кадетского образования, в том числе: содержание, отражавшееся в государственных стандартах и программах; разностороннее воспитание, неразрывно связанное с учебным процессом, бытом и повседневной жизнью; формирование целой сети кадетских образовательных учреждений (корпусов, лицеев, военных гимназий и т.д.). Обязательным, причём главным, элементом системы стали органы управления ею, которые постоянно совершенствовались и имели централизованный характер. Не обошлось и без многочисленных государственных, государственно-общественных, общественных организаций и движений, оказывавших юридическую, финансовую, административную, кадровую, научно-методическую, издательскую и иную помощь, обеспечивая системе эффективное функционирование.

К 1917 году в Российской империи действовал 31 кадетский корпус, включая Морской и Пажеский. Общее число обучавшихся в них достигало 15 тыс. человек, а всего они подготовили к военной и гражданской службе около 96,5 тыс. человек3. После Февральской (1917 г.) революции и отречения императора Николая II от престола Временное правительство, сменившее царское, преобразовало кадетские корпуса в гимназии. Но и это правительство просуществовало недолго и было свергнуто в ходе Октябрьской (1917 г.) революции. На территории, находившейся под контролем всевозможных правительств и представителей Белого движения, вступивших при поддержке иностранных государств в противоборство с советской властью, некоторые кадетские корпуса вновь были открыты. Когда же и их покровители потерпели в ходе Гражданской войны поражение, то более 2000 кадет оказались (1922 г.) за границей. Там они были сведены в 7 корпусов: Донской Императора Александра III (Египет, Исмаилия), Морской (Бизерта, Тунис) Сибирский и Хабаровский (Шанхай, Китай), Русский (Сараево, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев), Крымский (Белая Церковь, там же), 2-й Донской (Билече, там же). Несмотря на все лишения — отсутствие учебных классов, учебников, обмундирования, нехватку питания, преподавателей и воспитателей, они сохранили традиции, содержание образования и воспитания, прежнюю структуру. В тяжёлых условиях воспитанники получали достойное образование, что позволяло им на чужбине становиться успешными инженерами, учёными, военными, деятелями науки и искусства. Ещё не изучена глубоко и системно та роль, которую сыграли бывшие русские кадеты в жизни ряда стран Европы, Северной Африки, Южной Америки и Китая, а она, судя по некоторым источникам, была заметной4.

Русские кадетские корпуса действовали за рубежом до 1964 года; после их закрытия выпускники стали создавать объединения кадет в разных уголках мира. Старейшее — Союз российских кадетских корпусов в Париже, основанный в 1923 году. В нём числились представители 24 кадетских учебных заведений. До второй половины XX века продолжали действовать общекадетские объединения в Сербии, Бельгии, Бразилии, Венесуэле, Аргентине, США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго), Канаде, Австралии. Большое значение для истории российского кадетства имеют съезды (с 1967 по 2008 г. их прошло 20), а также кадетские издания, выпускаемые кадетскими объединениями, например, журнал «Кадетская перекличка»5, бюллетени объединений в Сан-Франциско6 и Венесуэле7, вестник «Кадетское письмо» (Аргентина)8.

Историческая роль российского кадетского зарубежья состоит в том, что рассеянные по всему миру, но не расторгнутые, его подвижники сохранили историю российских кадетских корпусов, их традиции и принципы, национальную культуру и великий русский язык.

Особое место в истории кадетского образования занимает советский период. В 1920-х годах возникла дискуссия об использовании прошлого опыта для подготовки командиров Красной армии9. Предложения о создании в Советской России новых кадетских корпусов были поддержаны на совещании командующих войсками военных округов. В принятой на нём резолюции указывалось, что это необходимо «в целях создания кадра для укомплектования военно-учебных заведений…»; военачальники рекомендовали «создать среднюю школу с примерной программой школы второй ступени — кадетские корпуса», но чтобы они «в такой же мере отличались от старых кадетских корпусов, как наши командные курсы от старых юнкерских училищ»10.

Не без влияния столь авторитетного мнения формировались средние учебные заведения, где юноши получали необходимый минимум общеобразовательных и военно-технических знаний, а также физическую и военно-политическую закалку11. В том же 1922 году были созданы специальные военно-подготовительные школы с 3-летним обучением, которые просуществовали до 1933 года. Их задачи и планы учебно-воспитательной работы совпадали с программами военных гимназий, то есть они готовили подростков (возраст — с 15 лет) к поступлению в военно-учебные заведения (вузы). При этом как в военно-подготовительных, так и в средних военных школах широко использовался опыт дореволюционных кадетских образовательных учреждений (военных гимназий, кадетских корпусов), поскольку большинство их руководителей, преподавателей и воспитателей являлись офицерами бывшей царской армии, окончившими в своё время кадетские корпуса Российской империи.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное собрание законов Российской Империи. СПб.: II отделение собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. VIII. Указ № 5811 — Об учреждении Корпуса кадетов от 29 июня 1731 г.

2 См.: 125-летний юбилей Первого кадетского корпуса, 1732—1857. СПб.,1857. С. 13—34; Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса, с приложением списка воспитанников… СПб., 1897; Ломан Н.Л. 2-й Санкт-Петербургский кадетский корпус. СПб., 1862; Дарков С.К. Кадетский краткий биографический справочник 1701—1918. М., 2007.

3 Отечественная история. Энциклопедия: В 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 436.

4 В настоящее время этой проблемой начал заниматься исследователь российского кадетства историк В.А. Гурковский.

5 Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 1971—2009. № 1—79.

6 Бюллетень Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. Сан-Франциско, 1984—2005. № 1—78.

7 Бюллетень Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Венесуэле. Каракас, 1983—2000. № 1—65.

8 Кадетское письмо. Вестник Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Аргентине. Буэнос-Айрес, 1995—2005. № 1—46.

9 См.: Петровский Д. Нужны ли кадетские корпуса // Военный вестник. 1922. № 4. С. 8, 9; Кочетов С. Нужны ли кадетские корпуса // Там же. № 8. С. 11—13; Судаков В. Кое-что о кадетских корпусах // Там же. № 9—10. С. 24.

10 Петровский Д. Две резолюции / К вопросу о кадетских корпусах // Там же. № 13. С. 38.

11 Он же. Итоги военно-учебного съезда // Военная мысль и революция. 1922. Кн. 5. С. 98—106.