Я дал клятву и изменять… не буду

image_pdfimage_print

Герои и подвиги

Сизов Сергей Григорьевич — заведующий кафедрой «Отечественная история и политология» ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», доктор исторических наук

«Я дал клятву и изменять… не буду»

27 апреля 1876 года газета «Русский инвалид» рассказала о подвиге и мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками (вариант тогдашнего названия киргизов) в ходе подавления войсками М.Д. Скобелева народного восстания на территории Кокандского ханства.

Ф.М. Достоевский, потрясённый этой историей, посвятил ей специальный раздел в «Дневнике писателя за 1877 год», назвав Фому Данилова замученным русским героем и эмблемой «всей нашей народной России».

Так кто же такой Фома Данилов, о котором ещё в 70-х годах XIX века говорили как о воине-мученике? Почти сразу после его смерти было установлено, что будущий герой родился в селе Кирсановке Бугурусланского уезда Самарской губернии, основанном в 1808 году выходцами из различных сёл и деревень Рязанской губернии1. Предки Фомы Данилова были родом из села Аграфенина пустынь Рязанского уезда. Среди первопоселенцев Кирсановки в ревизии 1811 года назван и прадед Фомы — Михаил Павлов, приехавший в Кирсановку с двумя сыновьями Василием и Сидором. Василий Михайлович (1796—1856) являлся дедом Фомы Данилова2.

Большой вклад в исследование родословной Фомы Данилова внёс местный краевед Н.Г. Алтухов, автор книги по истории Пономарёвского района3. Николай Гаврилович, проведя розыск по метрическим книгам села Кирсановки, установил фамилию Фомы — Лотарев, так как Данилов — это фактически отчество, указывающее, что Фома — сын Данилы. Правда, краевед не пришёл к какой-то одной версии, и в своих статьях, опубликованных в районной газете «Дёмские зори»4 называет фамилию Лоторев, а в книге — Лотырев. После дополнительного изучения мною метрических книг Космодемьянской церкви села Кирсановки за 1872—1916 гг. выяснилось, что у ближайших родственников наиболее часто встречается вариант Лотарев, это и следует, на мой взгляд, считать основным5.

В семье Данилы и Татьяны Лотаревых было пятеро детей: сыновья Андрей и Фома и дочери Мария, Мавра, Хиония. Правда, Н.Г. Алтухов называет и других сестёр Фомы: Евдокию, Февронию и Анну, но в ревизских сказках 1834, 1850 и 1858 гг. их нет6. Фома был младшим сыном, он родился в 1846 году, в 1864 году женился на Ефросинье Филипповне Тугих (вариант — Туговы), 24 ноября7 1865 года у них родилась дочь Варвара, но прожила только год. В 1869 году Фому призвали на военную службу, в 1873-м он являлся уже унтер-офицером и вскоре стал каптенармусом 2-го Туркестанского стрелкового батальона8, входившего в состав войск, участвовавших в Кокандском походе 1875—1876 гг.

Завоевание Туркестана, и в частности Кокандского ханства, стало одной из важнейших геополитических акций России второй половины XIX века. Стоит сказать, что этот шаг был необходим в том числе и для того, чтобы избавить русское и казачье население Южной Сибири от разбойничьих набегов степняков на почтовые станции и караваны, освободить русских пленных, которых тогда, как скот, продавали на базарах Средней Азии, прекратить бесконечные внутренние междоусобицы, не допустить в регионе английской экспансии.

Обстановка в самом Кокандском ханстве в 1870-е годы сложилась неспокойная: его сотрясали бесконечные восстания и бунты. Тяжёлое экономическое положение усилило борьбу за власть. Царствующая династия проявляла определённую лояльность к России, но остановить разбойные набеги сородичей не могла. Ситуация резко ухудшилась в 1873 году. Поводом для бунтов стали массовые казни, проведённые Худояр-ханом. Восстание против династии возглавили кипчак (киргиз) Исхак Хасан-оглы, принявший имя Пулат-хан9 и объявивший себя внуком некогда популярного хана Алим-бека, и кокандский сановник Абдуррахман-Автобачи. Восстание было направлено как против ханского гнёта, так и против русских войск. 9 октября 1875 года повстанческая армия овладела Кокандом. Худояр-хан и его сын Насреддин-бек бежали под защиту русских войск в Ташкент, пользуясь заключённым в 1868 году соглашением Коканда с Россией. В такой обстановке Россия, исходя из своих геополитических интересов, приняла решение о введении на территорию ханства своих войск. Пулат-хан провозгласил газават — войну с неверными10. Этот последний фактор, как мне представляется, имел определённое значение для последующих событий.

Но вернёмся к унтер-офицеру каптенармусу Ф.Д. Лотареву. В ноябре 1875 года, следуя из Ташкента в Наманган, он перегружал сломанную арбу и отстал от военного прикрытия. Вместе с несколькими другими русскими солдатами Фома был захвачен в плен отрядом Пулат-хана.

Газета «Русский инвалид» в номере от 27 апреля 1876 года даёт подробное описание дальнейших событий, происходивших на площади в Маргелане. По приказанию Пулат-хана его приспешник Абдул-Мамын двукратно предлагал Фоме Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Он отверг эти предложения и сказал: «В какой вере родился, в такой и умру; а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду»11. Когда к нему подошли в третий раз с тем же, Фома, выбранив всех присутствовавших, произнёс: «Напрасно вы… надрываетесь, ничего с меня не возьмёте, а хотите убить, так убейте». По приказанию Абдул-Мамына его связали и привязали к доске. Фома перекрестился, насколько позволяли связанные руки, и повстанцы дали по нему, как сказано в статье, «неправильный залп», стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. 29-летний герой жил ещё около часу. Пощады он не попросил. Смерть воина Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили: русский солдат умер как батыр, т.е. богатырь.

М.А. Терентьев в своём обширном труде «История завоевания Средней Азии» также пишет об этом незаурядном событии. По его мнению, акция обращения в мусульманство русского солдата должна была поднять дух восставших, которых неотступно преследовали русские войска12. 21 ноября 1875 года на площади в Маргелане собралась большая толпа, чтобы наблюдать унижение русских. Но им пришлось увидеть иное. Как ни старались муллы через переводчиков объяснить русским воинам13 преимущества ислама, как ни запугивали мучениями палачи, русские остались глухи. При этом Фома Данилов «особенно возражал» против перехода в иную веру и службы Пулат-хану. Товарищей Данилова просто зарезали, а ему была уготована казнь более изощрённая. Унтер-офицеру «отрубали по суставу каждого пальца, вырезали из спины ремни, поджаривали на угольях и т.п.». Мученик остался непреклонен14.

Наиболее обстоятельно эти события изложены в брошюре Д. Иванова, вышедшей в свет в августе 1876 года15. Хотя автор назвал своё произведение рассказом, тем не менее, надо полагать, написано оно на документальной основе, о чём свидетельствует, в частности, совпадение ряда важных деталей с теми, что приводятся в других источниках. Так, Д. Иванов подтверждает, что Фома Данилов был захвачен после поломки арбы с имуществом, что его специально привезли к Абдул-Мамыну, чтобы склонить к принятию иной веры, что имели место неоднократные уговоры и угрозы. В конце концов русский воин в резкой форме сказал, что он их, собак, не боится и останется христианином. После этого его раздели (но сапоги он палачам снимать не дал) и привязали к огромному колесу арбы. Фома кратко помолился Богу, и десять стрелков дали залп, после чего он жил ещё около часу. Потрясённые мужеством русского солдата азиаты говорили: батыр, батыр, урус16.

Как видим, подробности событий на площади Маргелана и казни воина-мученика Фомы существенно отличаются у разных авторов, но некоторые детали совпадают. Поскольку описание казни в газете «Русский инвалид» по времени намного ближе к событию, оно представляется и более правдоподобным. Дополнительную достоверность придаёт этой версии, во-первых, изложение множества деталей, во-вторых, ссылка на расследование, проведённое по приказу Скобелева, благодаря чему, судя по всему, и появилась заметка в газете. Близок к версии «Русского инвалида» и обстоятельный рассказ Д. Иванова, вышедший на следующий год после гибели героя.

В январе—феврале 1876 года войска М.Д. Скобелева нанесли решающее поражение восставшим под Андижаном и Асаке, вся территория Кокандского ханства в течение последующих двух месяцев была занята русскими войсками, 19 февраля 1876 года ханство было упразднено17, а на его территории образована Ферганская область. Генерал-майор Скобелев стал военным губернатором этой области и командующим войсками. Пулат-хан был схвачен: выдали сообщники. 1 марта 1876 года его и некоторых его подручных военно-полевой суд приговорил к повешению за зверства над русскими пленниками18. Символично, что казнены они были на той самой площади Маргелана, где замучили Фому Лотарева и других русских пленных. Узнав о подвиге своего однополчанина, русские солдаты перезахоронили его по христианскому обряду. Однако найти могилу Лотарева до сих пор не удалось.

О доблестном поведении и геройской смерти Фомы Данилова было объявлено в приказе по туркестанским войскам и сообщено самарскому губернатору. Император Александр II восхитился силой духа русского воина и повелел платить вдове пожизненную пенсию 120 руб. в год. Пенсия была назначена и его дочери Иулитте (это церковно-славянский вариант имени, русский вариант Улита), но здесь придётся сделать необходимую поправку. Ефросинья не дождалась мужа. Иулитта, родившаяся 31 июля 1873 года, не являлась дочерью Фомы. Метрические книги об этом свидетельствуют однозначно: при регистрации она названа «незаконнорождённой», отец не указан19. При выходе замуж отчество Иулитты было указано по крёстному отцу20.

Вдова героя получала пенсию из государственного казначейства, для Улиты земское собрание Самары собрало 1320 руб. Из них 600 руб. было внесено в банк до достижения ею совершеннолетия, а остальные деньги выданы вдове. Улита, вероятно, получила образование. Ефросинья Филипповна, по свидетельству Н.Г. Алтухова, ушла из жизни 15 сентября 1910 года на 65-м году жизни.

Что касается родственников Фомы Даниловича, то прямых наследников у него не осталось, а его братья и сёстры жили в Кирсановке. Особо следует сказать о сыне его брата Андрея — Федоте. Он глубоко чтил память своего дяди. Вместе с группой крестьян совершил паломничество в Иерусалим, откуда доставил икону «Усекновения головы Иоанна Предтечи», которая долгое время хранилась в семье как особая реликвия.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сегодня Кирсаново входит в Пономарёвский район Оренбургской области.

2 Ревизская сказка… по с. Кирсановке 1811 г. // Государственный архив Оренбургской области (ГА ОО). Ф. 98. Оп. 2. Д. 18. Л. 423 об.

3 Алтухов Н.Г. История Пономарёвского района. Оренбург, 2008. С. 80—85.

4 См.: «Дёмские зори». 1996. № 118, № 119.

5 В некоторых энциклопедиях до сих пор героя называют неверно: Фома Данилович Данилов. См. например: Данилов Фома Данилович. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http:/www.biografija.ru.

6 См.: Ревизская сказка… по с. Кирсановке 1850 г. // Центральный государственный архив Самарской области (ЦГА СО). Ф. 150. Оп. 1. Д. 110. Л. 546 об., 547; Ревизская сказка… по с. Кирсановке 1858 г. // ЦГА СО. Ф. 150. Оп. 1. Д. 181. Л. 974 об., 975.

7 Все даты приводятся по старому стилю.

8 См.: О геройской смерти унтер-офицера Данилова // Русский инвалид. 1876. № 90. 27 апреля. С. 2.

9 Настоящий Пулат-хан отказался от участия в бунте.

10 Пулат-хан. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http:/sanjyra.ru.

11 Там же.

12 29 августа 1875 г. войска генерал-лейтенанта К.П. Кауфмана уже взяли Коканд без боя.

13 М.А. Терентьев предполагает, что, кроме Данилова, на площади в Маргелане находились Святополк-Мирский и сотник Кузьмин.

14 Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. Т. 2. СПб., 1906. С. 389.

15 Иванов Д. Геройская смерть Данилова и Кокандскiй бунт в 1875 г. СПб., 1876. С. 56—69.

16 Там же.

17 Последний кокандский хан Насреддин был низложен и выслан в Оренбург.

18 Керсновский А.А. История Русской армии. Электронный ресурс (дата обращения 15.10.2011): http:/militera.lib.ru.

19 Архив ЗАГС Пономарёвской районной администрации Оренбургской области. Метрическая книга церкви святых бессребреников Космы и Дамиана с. Кирсановки Пономарёвской волости Бугурусланского уезда Самарской губернии за 1873 г. Раздел «О родившихся». Запись от 31 июля.

20 Там же. Метрическая книга… за 1890 г. Раздел «О бракосочетавшихся». Запись от 28 мая.