Год российской истории в системе военного образования

image_pdfimage_print

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

КИКНАДЗЕ Владимир Георгиевич — заместитель начальника 4 управления Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 2 ранга, кандидат военных наук, доцент (119330, Москва, Университетский пр-т, д. 14)

МУРАВЛЯННИКОВ Игорь Алексеевич заместитель директора Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации, кандидат технических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования (119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19)

ФАЛЛЕР Ольга Владимировна — заместитель начальника отдела Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент (Москва. E-mail: olimp@mil.ru)

ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности подготовки, проведения и результаты Всеармейской олимпиады по военной истории в 2012 году

В период с 2 по 6 апреля 2012 года в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж) прошла XI Всеармейская олимпиада курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по военной истории (далее — Олимпиада) посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года.

В Олимпиаде приняли участие 42 команды из 36 высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (далее — вузы) и 6 образовательных учреждений высшего профессионального образования иной ведомственной принадлежности (Воронежский институт правительственной связи (филиал) Академии ФСО России, Воронежский институт ФСИН России, Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронежская государственная лесотехническая академия). Учитывая, что 2012-й год объявлен Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2012 года. Годом российской истории, а также проведение Олимпиады в рамках национального проекта «Образование», приглашения к участию были направлены и в другие вузы (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Южно-Уральский государственный университет им. А.М. Горького (г. Челябинск), Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск), Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва), Российский государственный университет им. Канта (г. Калининград), Санкт-Петербургский государственный университет. Всего в интеллектуальном состязании участвовали 167 курсантов и студентов — знатоков отечественной военной истории.

Как и в предшествующие 10 олимпиад в состав команды входило 5 человек, в том числе руководитель (старший) команды — представитель вуза из числа профессорско-преподавательского состава, а также 4 члена команды (участники Олимпиады) — курсанты (студенты) 1—5 курсов. Наиболее опытные руководители команд включались в состав жюри и апелляционной комиссии Олимпиады.

Неизменными остались и руководящие органы Олимпиады: организационный комитет (далее — оргкомитет), председателем которого являлся начальник Военного авиационного инженерного университета генерал-майор Г. Зибров, а также жюри и апелляционная комиссия.

Развитие получил опыт Х Олимпиады1 в части касающейся создания и деятельности независимой экспертной комиссии при Департаменте образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — Департамент образования), а также привлечения к подготовке и проведению Олимпиады Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (далее — НИИ ВИ). На этот раз, в соответствии с решением Министра обороны Российской Федерации от 26 мая 2011 года, НИИ ВИ осуществлял научно-методическое руководство Олимпиадой на плановой основе в рамках научно-исследовательской работы (НИР). Заказчиком НИР «Научно-методическое руководство Всеармейской олимпиады курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по военной истории — 2012» выступил Департамент образования.

Кроме того, Департаментом образования были уточнены цель и задачи экспертной комиссии. Целью её создания являлась качественная подготовка конкурсных заданий Олимпиады и недопущение коррупционной составляющей в ходе подготовки и проведения Олимпиады. В задачи комиссии входили контроль за ходом подготовки Олимпиады, оказание научно-методической и практической помощи её организаторам; проверка конкурсных заданий на соответствие номинациям и присвоенного вопросам уровня сложности; оказание научно-методической и организационно-практической помощи жюри и апелляционной комиссии Олимпиады; участие в рассмотрении результатов Олимпиады, их обсуждении и утверждении, а также в подведении её итогов. Изменился и состав экспертной комиссии. В неё вошли представители Департамента образования Минобороны России (О.В. Фаллер), профессиональные военные историки (в том числе начальник НИИ ВИ — И.И. Басик, представители НИИ ВИ (Н.И. Никифоров, В.Г. Кикнадзе, А.В. Шишов), специалисты высшей школы и послевузовского педагогического образования в области истории, не связанные с образовательным процессом в военных вузах России (С.В. Воробьёв, В.В. Тороп), а также военные историки — представители государственных СМИ (А.А. Зданович, И.М. Чачух).

Претерпели изменения как порядок подготовки, так и проведение Олимпиады. Так, ещё при разработке Регламента были уточнены и полнее раскрыты номинации (категории вопросов в области отечественной военной истории) Олимпиады. На этот раз её участники соревновались в выполнении конкурсных заданий, содержащих следующие номинации:

1. История войн (войны и вооружённые конфликты, походы, кампании, битвы, операции, сражения, боевые действия и бои с участием Вооружённых сил России2).

2. Герои Отечества (выдающиеся отечественные военные деятели, полководцы, флотоводцы, военачальники, деятели науки и культуры, герои войн, героические личности мирного периода, внёсшие значительный вклад в обеспечение военной безопасности России и военно-патриотическое воспитание её граждан).

3. Вооружение и военная техника России (история обычного оружия, боеприпасов, защитного вооружение, оружия массового поражения, военной техники, технических и транспортных средств, фортификационных сооружений, приборов и т.д.).

4. Традиции Российской армии и флота (традиции офицерского корпуса России, воинские ритуалы и церемониалы, боевые традиции войск (сил), воинские символы, награды, форма одежды).

5. Война и политика (военно-политические и доктринальные установки России по обеспечению безопасности страны; участие России в блоках, военно-политических организациях и движениях, международных соглашениях и договорах, конференциях и переговорах по защите своей независимости и суверенитета; военная экономика; военная печать, искусство и литература о подвиге российских воинов на полях сражений, память об их мужестве и героизме, как составляющая военно-патриотического воспитания граждан России).

6. История строительства Вооружённых Сил Российской Федерации (состав и структура Вооружённых Сил мирного и военного времени, органы военного управления, военно-административное деление, виды ВС и рода войск (сил), специальные войска, службы, воинские формирования, система боевой и мобилизационной готовности, военно-патриотическое воспитание, военная подготовка граждан, подготовка военных кадров, военное образование, формы и методы воспитательной работы, всестороннее обеспечение, комплектование, организация прохождения военной службы, воинские звания, специальности, должности).

7. Отечественная война 1812 года (история войны, её историческое значение).

8. Книжная полка военного историка (вопросы по материалам новейшей отечественной военно-исторической литературы, сведения о которой помещены в реферативно-аннотированном бюллетене «Вопросы военной истории по отечественным источникам. 2006—2010 гг.»3, а также публикаций «Военно-исторического журнала» за 2011 г.).

9. Развитие отечественного военного искусства и военной мысли (история военной науки, основ военной стратегии, оперативного искусства, тактики, взглядов на характер вооружённой борьбы, виды, формы и способы применения вооружённых сил, а также их эволюция в России, отечественная военная хитрость).

Если ранее вузы по руководством вуза-организатора Олимпиады готовили самостоятельно все конкурсные задания (в 2011 г. экспертная комиссия и НИИ ВИ внесли в них лишь незначительные изменения), то сейчас, руководствуясь разработанными Департаментом образования совместно с НИИ ВИ методическими рекомендациями, вузы готовили проекты конкурсных заданий II тура, вопросы которого включали в себя первые четыре номинации (История войн; Герои Отечества; Вооружение и военная техника России; Традиции Российской армии и флота).

Целесообразность включения в конкурсные задания Олимпиады вопросов, подготовленных вузами, была продиктована как необходимостью стимулирования участников Олимпиады (они получают возможность ответа на собственные вопросы), так и оценки научно-методического уровня подготовки вузов в области военной истории и организации работы по патриотическому воспитанию.

Всего в Департамент образования поступило и было обработано более 700 вопросов от 20 вузов. Однако для Олимпиады экспертная комиссия по военной истории и рабочая группа НИИ ВИ по научно-методическому руководству Олимпиадой отобрали 40 лучших вопросов. При этом большинство из них были доработаны, некоторые задания составлены в результате объединения нескольких вопросов вузов в один.

Следует отметить, что в большинстве своём проекты конкурсных заданий вузов соответствуют требованиям Регламента и методических рекомендаций. В лучшую сторону, по оценке экспертов, отмечаются вопросы, подготовленные следующими вузами: Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия» (Санкт-Петербург), Военная академия РВСН (г. Москва), Военная академия войсковой ПВО (г. Смоленск), Михайловская военная артиллерийская академия (Санкт-Петербург), Военная академия тыла и транспорта (Санкт-Петербург), Вольское высшее военное училище тыла (г. Вольск), Военно-медицинская академия (Санкт-Петербург), Военно-технический университет при Спецстрое России (г. Балашиха Московской обл.), Военно-космическая академия (Санкт-Петербург) и Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж). Некоторые вузы проявили инициативу и дополнили задания такими видами вопросов, как хронологический квадрат (Военно-медицинская академия), определение соответствия по рисунку (филиал Военной академии), исключение лишнего в логическом ряду и описание события по военно-исторической карте (Военная академия войсковой ПВО).

Оценка качества подготовки вузами контрольных заданий Олимпиады осуществлялась по семи критериям: новизна вопросов, источники и список литературы, средний балл качества вопросов, наличие вопросов по Отечественной войне 2012 года, качество оформления, дополнительное количество вопросов, соответствие видам и номинациям. Лучшие десять вузов за активное участие в подготовке Олимпиады были поощрены грамотами экспертной комиссии.

В первом туре были использованы 120 вопросов Олимпиады 2011 года. Таким образом, то обстоятельство, что конкурсные задания I и II туров Олимпиады были в той или иной степени известны участникам, позволяло организаторам, кроме прочего, рассчитывать на успешный старт команд в соревновании. В свою очередь это должно было способствовать более уверенному выступлению вузов в последующих конкурсах Олимпиады и повышению её состязательности.

И эти меры были оправданы: впереди курсантов и студентов поджидали более серьёзные испытания. На этот раз НИИ ВИ получил возможность разработать вопросы в следующих номинациях: Война и политика; История строительства ВС РФ; Отечественная война 1812 года; Книжная полка военного историка. Причём часть заданий последней номинации были разработаны совместно с редакцией «Военно-исторического журнала». Необходимость привлечения журнала как и собственно введения в регламент Олимпиады данной номинации обусловлена стремлением расширить читательскую аудиторию издаваемой в Минобороны военно-исторической литературы, а также потребностью оценки того, насколько данные работы (включая переданный в вузы на прошлогодней Олимпиаде реферативно-аннотированный бюллетень «Вопросы военной истории по отечественным источникам») используются в образовательном процессе в вузах.

Забегая вперед, отметим, что для победителя в личном первенстве в номинации «Книжная полка военного историка» (рядовой Кустов Денис Сергеевич, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова) редакция учредила специальный приз — бесплатную годовую подписку на «Военно-исторический журнал». Особый подарок в данном туре был предусмотрен и для победителя в номинации «Отечественная война 1812 г.» (рядовой Смирнов Евгений Александрович, Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома) — книга А.В. Шишова4, подписанная автором — членом экспертной комиссии и составителем вопросов данной номинации. В целом же 40 вопросов четырех указанных выше номинаций составили конкурсные задания III тура.

Однако вопросы, разработанные НИИ ВИ, были не последним сюрпризом для конкурсантов. В течение 10 лет, что проводилась Олимпиада по военной истории, исходя из организации её проведения, по сути она оставалась соревнованием членов команд, индивидуальные знания которых лишь суммарно определяли общекомандный результат. При этом курсанты не имели возможности проявить ни свои лидерские качества, ни сплочённый командный дух, которые и должны определять командный результат. Учитывая, что Олимпиада всё же является конкурсом команд, Департамент образования и НИИ ВИ с целью совершенствования организации её проведения в 2012 году, развития у курсантов лидерских качеств, навыков продуктивного межличностного общения, принятия коллегиальных решений в сложной обстановке, более объективной оценки уровня подготовленности и эрудиции курсантов в области военной истории, а также придания духа состязательности и повышения зрелищности Олимпиады предусмотрели проведение военно-исторической баталии (далее — баталия).

Команды-участники баталии в четырёх равнозначных по результатам предыдущих трёх туров группах5 в назначенных аудиториях занимали отдельный стол для выполнения одинаковых для всех групп 16 заданий. Вопросы, также разработанные НИИ ВИ, зачитывались вслух ведущим и одновременно проецировались на экране. После этого команды приступали к выполнению задания (обсуждению, поиска ответу на заданный вопрос) за установленное время. В случае неверного или неполного ответа команды право дать свой вариант ответа (дополнить ответ) получали другие команды.

С целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2012 года «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» задания военно-исторической баталии, разработанные НИИ ВИ, отличали не только тематика, связанная с историей российской государственности и роли России в мировой истории, но и направленность на обеспечение возможности получения результата (ответа) в ходе обсуждения командой в ограниченных по времени условиях, возможность дополнения ответов (результаты оценки качества заданий баталии экспертами приведены на рис. 1). В этом же содержательном направлении были разработаны вопросы конкурса капитанов, который завершал соревновательную программу Олимпиады. Кроме того, задания конкурса капитанов дополняли вопросы 9-й номинации — «Развитие отечественного военного искусства и военной мысли». При этом капитанов команд помимо сложных вопросов ждал и абсолютно новый порядок его проведения. От прошлых олимпиад он унаследовал лишь небольшой письменный блиц-опрос в самом начале конкурса. Теперь же им предстояло держать интеллектуальный удар, отвечая устно на вопросы непосредственно перед членами жюри. К этому они готовились. Но то, что приготовили для них организаторы Олимпиады практически за несколько недель до её начала, не приходилось испытывать даже знатокам элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Помимо жюри в аудитории ответы капитанов оценивали эксперты в Москве, а также видели и слышали ещё 14 вузов. Возможным это стало благодаря эффективному использованию в Минобороны России новых информационных технологий. Более того, на вопросы капитанского конкурса в режиме онлайн отвечали и все вузы-участники видеоконференцсвязи, оценивали которых также эксперты в Москве, расположившиеся в оборудованном для этих целей зале ВУНЦ Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ».

В целом конкурсные задания Олимпиады включали в себя более 200 вопросов, что почти в 2 раза превысило показатели 2011 года. Причём если тогда подготовленные вузами задания были обновлены НИИ ВИ и экспертной комиссией лишь на треть, то сейчас среди новых вопросов такую долю уже имели вузовские разработки, а новизна составила более 70 проц.

Помимо тематического деления по номинациям, задания Олимпиады были в большинстве своём представлены тремя видами вопросов: вопросы с вариантами ответов (ранее они составляли подавляющее большинство вопросов конкурсных заданий олимпиад); вопросы-сопоставления и вопросы без предложенных вариантов ответов (последние — аналог творческих заданий прошлых олимпиад, где таковых было лишь по одному в каждой номинации).

Кроме того, на этот раз удалось добиться сбалансированности конкурсных заданий по видам, родам и воинским специальностям. Более равномерным стало распределение вопросов по хронологическому признаку, принадлежности к определенным историческим периодам. Пусть в небольшом количестве, но появились такие виды вопросов, как хронологический квадрат, определение соответствия по рисунку, восстановление текста документа, вопросы по материалам публикаций в военно-исторической литературе и придавший торжественность завершению конкурса капитанов на высокой ноте — музыкальный вопрос.

Отдельно следует остановиться на системе оценки ответов, которая также была усовершенствована. Например, появились бонусные баллы за полные ответы на вопросы-сопоставления и вопросы без предложенных вариантов ответов, а также штрафные баллы, которые начисляются в вопросах с вариантами ответов, где правильных ответов более одного из предложенных вариантов (теперь об этом конкурсант предупреждался заранее при формулировке задания). В целом же система оценки конкурсных заданий Олимпиады (см. рис. 2.) была построена следующим образом. Вопросам первого тура был присвоен наименьший уровень оценки в баллах (от 1 до 3); их максимальная сумма составила 18 проц. общей максимальной суммы баллов, которые мог набрать конкурсант — капитан команды за Олимпиаду. Конкурсные задания второго тура получили более высокий по сравнению с первым туром уровень оценки в баллах (от 3 до 6, несколько наиболее сложных вопросов — до 10 баллов); максимальная сумма баллов — 20 проц. общей суммы Олимпиады. Наиболее сложные задания — вопросы третьего тура — оценивались от 5 до 10 баллов; максимальная сумма — 30 проц. общей суммы. Вопросы баталии эксперты оценили в диапазоне от 5 до 20 баллов, а их максимальная сумма составляла 20 проц. общей суммы Олимпиады. Задания конкурса капитанов и онлайн-олимпиады вузов также имели весьма широкую и достаточно высокую шкалу оценок: от 3 до 12 баллов, позволяя капитану внести 4 проц. вклад в общий командный результат. Для 14 вузов-участников видеоконференцсвязи это был самостоятельный конкурс, не влиявший на общие результаты выступления их команд в Воронеже.

29 марта 2012 года экспертная комиссия по результатам анализа конкурсных заданий на своём заседании приняла решение рекомендовать их для утверждения директору Департамента образования. Утвержденные конкурсные задания были заложены в конверты, опечатаны в Департаменте образования и вскрывались представителем экспертной комиссии в присутствии представителей жюри, апелляционной комиссии и организаторов Олимпиады в день проведения соответствующего конкурса за два часа до его начала.

2 апреля «олимпийский огонь» загорелся в городе воинской славы России — Воронеже. Олимпиада, открытие, ход и итоги которой широко освещались федеральными и региональными СМИ6, была проведена в соответствии с Регламентом и планом. В частности, в ходе Олимпиады помимо турнирных «боёв» были проведены методический семинар «Военная история в процессе подготовки курсантов высших военно-учебных заведений: проблемы и пути их решения», экскурсия по городу, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года, посещение центра военно-патриотического воспитания «Музей-диорама».

По результатам командного первенства Олимпиады места с 1-го по 10-е заняли: Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), Пензенский артиллерийский инженерный институт, Дальневосточное высшее военное командное училище (г. Благовещенск), Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург), Военный университет (г. Москва), Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П.К. Кошевого, Военная академия РВСН имени Петра Великого (г. Москва), Военно-технический университет (г. Балашиха), Военная академия тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург), Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова.

Результаты участия вузов в онлайн-олимпиаде представлены на рис. 3 Их анализ показал, что наиболее сложными для вузов оказались вопросы в области истории стратегии и оперативного искусства, а также взаимосвязи войны и политики. Практически не представляли для них сложности вопросы о полководцах, из истории тактики, вооружения и военной техники. В принципе, и то и другое было вполне закономерно и прогнозируемо. В целом же Олимпиада выявила высокие, в большинстве своём равные, знания курсантов, как видно, независимо от географического расположения вуза.

Переводя научный анализ подготовки, проведения и результатов Олимпиады в область будущего, на наш взгляд, достойны внимания следующие выводы и практические рекомендации. Во-первых, Всеармейскую олимпиаду курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по военной истории в 2013 году было бы целесообразно провести, придав ей статус Всероссийской. Во-вторых, необходимо переработать и издать единые учебники «Военная история», «История военного искусства» и «История военно-морского искусства», усилив в них практическую значимость изучаемых материалов для современного военного строительства и применения войск (сил). В-третьих, шире использовать возможности Олимпиады как всеармейской площадки для внедрения межвидового подхода в подготовке военных кадров, инструмента стимулирования самостоятельного изучения курсантами военной истории.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее о X Всеармейской олимпиаде по военной истории см. Воен.-истор. журнал. 2011. № 7.

2 Здесь и далее Регламентом Олимпиады было определено считать Русь, русское государство, Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию.

3 Вопросы военной истории по отечественным источникам. 2006—2010 гг. Реферативно-аннотированный бюллетень изданной литературы. М., 2011.

4 Шишов А.В. Сто великих героев 1812 года. М.: Вече, 2012.

5 Каждая группа формируется из 2-3 команд первой, второй, третьей и четвёртой десяток общекомандных результатов, что делает группы примерно равными по уровню подготовленности между собой. Это позволяет командам, показавшим ранее менее высокие результаты, в ходе соревнования внутри групп за счёт других, командных качеств, проявить себя, отобрав баллы у лидеров Олимпиады.

6 См., напр.: Хроленко А. В эпицентре военной истории // Красная звезда. 2012. 10 апреля; Эксперты Генерального Штаба ВС РФ оценят знания военной истории на олимпиаде в Воронеже, 2 апреля 2012 г. (http://pressa-zvo.livejournal.com).