ЛЕТОПИСЬ БОДРОГО СТОЯНИЯ НА СТРАЖЕ РОДИНЫ

image_pdfimage_print

Военно-патриотическое воспитание

САПОН Владимир Петрович — заведующий кафедрой истории России Нижегородского государственного педагогического университета

«Летопись бодрого стояния на страже Родины»

Нижегородский учительский институт накануне и в годы Первой мировой войны

Нижегородский учительский институт был открыт в 1911 году и представлял собой трёхклассное среднеспециальное учебное заведение педагогического профиля, которое готовило преподавательские кадры для городских высших и низших начальных училищ. Кроме того, при институте учредили высшее начальное городское училище, которое, с одной стороны, давало начальное образование детям из непривилегированных сословий города, а с другой — являлось «производственной базой» для подготовки будущих учителей (воспитанники старших классов проводили уроки для учеников училища и т.п.).

По итогам вступительных испытаний, состоявшихся в сентябре 1911 года, в первый класс Учительского института приняли 31 человека, приехавшего из 9 губерний и одной области Российской империи1. Возраст поступивших колебался от 16 до 30 лет, 12 из них ранее служили учителями2. Помимо этого прошёл приём учащихся в высшее начальное городское училище при институте: в 1-й и 2-й классы зачислили по 25 человек3.

Официальное открытие института с участием нижегородского губернатора А.Н. Хвостова и попечителя Московского учебного округа А.А. Тихомирова состоялось 17 октября 1911 года, и уже в этот день воспитание патриотических ценностей в душах будущих учителей было заявлено в качестве одного их приоритетных направлений деятельности нового учебного заведения. Как отметил в своей речи на церемонии открытия законоучитель института священник П.А. Алмазов, «народное образование, понимаемое не в смысле узкой специализации, а как средство к пробуждению в русском человеке всех добрых сторон его души, непременным образом должно считаться с добрым прошлым нашей родины»4. Отец Алмазов подчеркнул: «Вся Нижегородская история — от времен Всеволодовичей и до наших дней — есть летопись бодрого стояния на страже Веры, Царя и Родины». В свою очередь, попечитель учебного округа высказал душевное пожелание, чтобы «учащий персонал Нижегородского учительского института, призванный работать в городе Минина, всегда оставался верен духу этого поистине великана русской истории»5.

В соответствии с такими установками в Учительском институте с первых месяцев большое внимание уделялось патриотическому воспитанию питомцев. Так, в декабре 1911 года преподаватели и учащиеся института приняли участие в чествовании памяти Козьмы Минина, собравшись в кафедральном соборе у гробницы знаменитого нижегородского гражданина. В декабре решением педагогического совета института был организован просмотр воспитанниками института и учениками училища при нём кинокартины «Оборона Севастополя» в одном из городских кинематографов6. В феврале 1912 года состоялись панихида и торжественное заседание «в память великого страдальца за Русскую землю — патриарха Всероссийского Гермогена»7. В этом же году в Учительском институте со всей возможной торжественностью отметили 100-летие Отечественной войны 1812 года8. В мае 1913 года воспитанники института присутствовали на торжествах, связанных с приездом в город Николая II, в частности, при закладке царём памятника Минину и Пожарскому и проведении высочайшего смотра войск.

Большие изменения в жизнь Нижегородского учительского института внесла Первая мировая, или, как тогда говорили, Вторая Отечественная война. С началом мобилизации русской армии 18 воспитанников института, состоявшие в запасе, были призваны на действительную военную службу9. Однако после 25 августа 1914 года, когда военный министр своим приказом освободил от службы учащихся средних и высших учебных заведений, они вернулись в классы. В начале 1915 года 8 бывших питомцев из первого выпуска института уже несли ратную службу; один из них, Иван Сенекин, в августе 1914 года ушёл на фронт добровольцем10.

В апреле 1915 года сразу 13 учащихся выпускного класса института заявили о своём желании подать документы в военные училища. В мае четверо из них поступили в Московское Алексеевское военное училище, двое — в Московское Александровское военное училище, четверо — в Казанское военное училище; рядовым ушёл в армию М.Ф. Горев. В августе и сентябре 1915 года призвали пятерых выпускников института, а также двух учителей городского училища при институте — А.Н. Зарослова и И.Г. Яшанина11.

В январе—апреле 1916 года пришёл черёд тех, кто ещё не успел окончить курса обучения в институте: по мобилизации в армию ушли из 1-го класса В. Корочков (поступил в Виленское военное училище) и А. Ушаков; из 2-го класса М. Балакин и К. Яковлев (обоих определили в 183-й запасной батальон), Я. Буранов (Александровское военное училище), М. Голованов (Одесское военное училище), И. Русинов-Черняев (185-й запасной батальон), С. Яковлев (196-й пехотный батальон, г. Тверь)12.

Вскоре после начала войны в Учительском институте была оборудована комната для раненых воинов, эвакуированных с фронта, и педагогический коллектив принял решение отчислять часть жалованья преподавателей для содержания и лечения раненых фронтовиков под наблюдением институтского врача13. В конце сентября 1914 года по распоряжению нижегородского губернатора преподаватели и воспитанники института были перемещены в выделенные для них классы Нижегородского Кулибинского ремесленного училища, а в здании института разместили 2-й Осовецкий крепостной госпиталь, эвакуированный из Литвы14. Вместе с тем институт не только выплачивал арендную плату за не использовавшиеся им здание, но и нёс «все мелкие обязательства к госпиталю, как по очистке улиц, вывозке снега, мусора и проч.»15.

Преподаватели и учащиеся Учительского института приняли самое живое участие в организации так называемого Учительского лазарета на 20 коек, который был создан по инициативе и на пожертвования начальных и средних учебных заведений Нижнего Новгорода. Лазарет, размещённый в Педагогическом музее при Александровском училище, начал свою работу 20 ноября 1914 года. Преподаватели Учительского института регулярно отчисляли этому лазарету 3 проц. жалованья, а учащиеся — 38 копеек от стипендии. В течение года (до 1 октября 1915 г.) было собрано 663 рубля 84 копейки. Учащиеся делали всё, что от них зависело, для помощи раненым: установили дежурство возле лежачих пациентов, читали вслух религиозную и общеобразовательную литературу, организовали струнный оркестр под руководством воспитанника С. Шахова и проводили концерты. «Для удовлетворения религиозно-нравственных нужд больных и раненых институтский хор под руководством Д.А. Шарова накануне воскресных и праздничных дней пел всенощные бдения в лазарете, совершавшиеся законоучителем института отцом П.А. Алмазовым»16. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Нижегородской области (ЦА НО). Ф. 527 (Нижегородский учительский институт). Оп. 1. Д. 6. Л. 4 об.

2 Подсчитано по: ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 6. Л. 4, 4 об.

3 Там же. Л. 5, 6.

4 Историческая записка об открытии и жизни Нижегородского учительского института за 1911—12 учебный год. (Первый год существования). Н. Новгород, 1912. С. 15, 16.

5 Там же. С. 21.

6 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 6. Л. 26 об.

7 Историческая записка об открытии и жизни Нижегородского учительского института за 1911—12 учебный год. С. 28.

8 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 65. Л. 24.

9 Там же. Д. 113а. Л. 27.

10 Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института. Третий год существования института. (1913—14 уч. год). Н. Новгород, 1914. С. 75, 77; Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института. Четвёртый год существования института. (1914—15 уч. год). Н. Новгород, 1915. С. 1, 113, 114; ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 113а. Л. 5 об.

11 Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института. Четвёртый год существования института. С. 114; ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 126. Л. 84.

12 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 113а. Л. 96 об., 97, 104, 110 об.

13 Жизнь и деятельность Нижегородского учительского института. Третий год существования института. С. 78.

14 ЦА НО. Ф. 527. Оп. 1. Д. 113а. Л. 45, 45 об., 46; Д. 111. Л. 32а.

15 Там же. Д. 111. Л. 39, 46, 49—51.

16 Там же. Д. 113а. Л. 43, 43 об.