Военные церкви Приамурья в конце XIX — начале XX века

image_pdfimage_print

Армия и общество

ДМИТРИЕВ Николай Владимирович — соискатель кафедры религиоведения Амурского государственного университета, полковник запаса

(г. Благовещенск. E-mail: post_of_blagoveschensk4@rambler.ru)

Военные церкви Приамурья в конце XIX — начале XX века

О значении церковнослужителей в государственных делах метко высказался Николай I (царствовал в 1825—1855 гг.). «В моём государстве, — уведомлял он подданных, — должны быть вечно на часах: священник, доктор и Я»1.

На рубеже XIX—XX вв. дальневосточные православные церкви по ведомственной принадлежности подразделялись на епархиальные и военные. В ведении Камчатской (с 1899 г. — Благовещенской) и Владивостокской епархий2 находились приходские церкви в городах и сёлах, станичные и поселковые казачьих войск, больничные (лазаретные), железнодорожного ведомства при станциях, Заамурской погранстражи, приисковые (горно-полицейских участков), тюремные, каторжные, миссионерские и домовые (при квартирах начальника края), «губернаторские» Забайкальской, Приморской, Амурской областей, «архиерейские» (при соответствующих домах), «кадетские» (при корпусе в Хабаровске и некоторых других учебных заведениях).

Церкви же военного ведомства на территории Приамурского военного округа подразделялись на армейские и морские. Последние, в свою очередь, находились на берегу (портовые) и на кораблях 1 ранга (судовые), которые именовали и походными3.

Уместно привести описание церкви крейсера «Димитрий Донской», выполнявшего в августе 1898 года задачи боевой службы в заливе Посьет (западное побережье Японского моря): «На второй палубе находится судовая церковь. Церковь эта представляет собой лишь иконостас, который собирается и слаживается в несколько минут. Иконостас работан японцами по чертежам и рисункам г-на старшего офицера. Работа весьма тонкая и изящная. Особенно хороши царские врата, у которых каждый завиток, каждый цветок, резаный из дерева, сделан с изумительной тщательностью и чистотою. Хороши и иконы в иконостасе»4.

Церкви армейского (сухопутного) ведомства были неподвижные и походные. Неподвижная церковь размещалась как в построенном на территории военного городка (гарнизона) храмовом сооружении, так и в специально отведённой части одной из казарм. Как показывают архивные источники, в войсках, в частности, в отдельных линейных и стрелковых батальонах (позже — стрелковых полках) Приамурского военного округа, просматривалось стремление иметь неподвижную церковь в пункте постоянной дислокации и по возможности в специально возведённом для этой цели отдельном строении.

Здания для неподвижных военных церквей строились либо из деревянных материалов, но на каменном фундаменте, либо из кирпича или камня, с колокольнями и без них, главное, чтобы были «образцовые не по роскоши и убранству, а по вместительству и экономичности сооружения»5.

Как видно из сохранившихся документов, денег на строительство церквей военное ведомство выделяло недостаточно и весьма кстати проявилась инициатива снизу. Так, в гарнизоне урочища Барабаш совместными усилиями чинов 8-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона и казаков 1-й сотни 1-го Забайкальского казачьего полка к 1895 году была построена своя церковь6. В «селе Раздольном при реке Суйфун квартировал 1-й Восточно-Сибирский стрелковый батальон, переведённый сюда из села Никольского в 1884 году», чины которого и жители села на первых порах были вынуждены «ходить за 36 вёрст в Никольскую церковь во имя св. Николая Чудотворца», построенную к началу августа 1870 года. Поэтому наряду со строительством и обустройством военного городка заложили деревянную церковь, «освятили которую во имя Казанской иконы Богоматери» 18 июля 1887 года. Позже (1891 г.) она отошла к епархии. Кстати, и первая упомянутая церковь по принадлежности являлась епархиальной, поэтому командованием войск, размещённых в селе Никольском, было принято решение обустроить в казарме 2-й лёгкой батареи гарнизонную церковь. Она получилась настолько мала, что «не могла вместить даже офицеров Никольского гарнизона». В 1897 году военный инженер капитан Жигалковский «безвозмездно составил план и смету гарнизонного храма», завершение строительства которого «обозрел 4 июня 1898 года пребывавший в поездке по Дальнему Востоку» великий князь Кирилл Владимирович7.

Много войск находилось в урочище Ново-Киевское, где в 1890-м из 2965 человек населения было 2880 военнослужащих. 2 июня 1895-го местную гарнизонную церковь осмотрел командующий войсками Приамурского военного округа генерал-лейтенант С.М. Духовской, высказавший удовлетворение организацией службы в ней. Днём ранее в Посьете он посетил часовню, выстроенную солдатами 6-го Восточно-Сибирского линейного батальона к приезду наследника престола цесаревича Николая Александровича (1891 г.). Там же к 1912 году «на средства гарнизона и пожертвования была возведена церковь во имя св. Николая Чудотворца»8.

В гарнизоне «Штаб графа Муравьёва-Амурского» (ныне один из районов г. Дальнереченска Приморского края — Графское) имелась маленькая часовня, «вмещавшая только гг. офицеров». Исходя из этого, в 1896 году приняли решение о постройке церкви «на пятьсот человек около казармы 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона на самом высоком месте, так, что и с р. Уссури, и с р. Имана она будет видна на далёком расстоянии». Закладка её состоялась 11 апреля 1900 года, а первый камень в фундамент положил полковник Допроправов. На это дело было отпущено 10 000 рублей из военного ведомства; 5000 рублей «по ходатайству Главного Начальника края на воспособление постройки» выделил фонд императора Александра III. Кирпич солдаты заготовили самостоятельно, камень же для фундамента доставили бесплатно на пароходах «Атаман» (капитан Лухманов) и «Казак Уссурийский» (капитан Дмитриев). Оба парохода принадлежали торговому дому «В.А. Алексеев с Сыновьями» из Благовещенска. «Безвозмездное наблюдение за строительством» вёл автор проекта инженер-архитектор Фролов. Построенная к исходу 1901 года церковь была передана в ведение дислоцированному к тому времени в гарнизоне «Графское» 23-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку и 14 мая 1902 года освящена как «храм Благовещения Богородицы»9.

В урочище Славянка на берегу залива Петра Великого к 90-м годам XIX века давняя мечта чинов гарнизона о «своём храме Божием» получила реальные очертания. Генерал-губернатор Приамурского края, учитывая, что урочище находится «на виду морских путей и возле него проживает много корейцев», принявших российское гражданство и православие, что нижние чины гарнизона размещены в новых каменных казармах, а офицеры и их семьи — во флигелях, посчитал наличие православного храма в бухте Славянка более чем уместным. Закладка церкви «Преображения Господня» на 350 человек в день храмового праздника 5-го Восточно-Сибирского линейного батальона состоялась 26 июля 1898 года в присутствии военных и членов их семей, чиновников, гражданских лиц и корейцев из ближайших селений. Работы велись «под безвозмездным наблюдением инженера-капитана В.Г.Ю.» (так в тексте). По смете, «безвозмездно составленной инженером-поручиком Н.Ю.Р., стоимость предполагалась в 18 500 рублей, но казённых денег не выделено». После «обращения к народу» почётный гражданин города Иркутска А.П. Брянских, «движимый христианскими чувствами и любовью к христолюбивому воинству», пожертвовал 5000 рублей; местный предприниматель М.И. Суворов «отдал батальону четыре печи для обжига кирпича»; купец Цыбасов — 50 рублей; подрядчик Ла-шо-э — 8, нижние чины гарнизона — 8 рублей и 22 копейки, начальник гарнизона генерал-майор Кобылинский — 100 рублей; «офицерский состав отчислял помесячно». Жители окрестных сёл также внесли свою лепту. Эта церковь была в собственности военных, но и, как отмечается в документе, «несла религиозно-просветительские функции для инородцев»10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Благовещенские епархиальные ведомости. 1913. 15 июня.

2 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 702. Оп. 3. Д. 101. Л. 14.

3 Камчатские епархиальные ведомости. 1899. № 4.

4 Там же. № 7.

5 Военное духовенство в Русско-японской войне. См.: Интернет-ресурс www.pobeda.ru (22 июня 2010 г.).

6 Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей / Сост. А. Кириллов (Словарь Кириллова). Благовещенск, 1894. С. 65.

7 Государственный архив Амурской области (ГА АО). Приамурские ведомости. 1897. № 181; 1898. № 232; Словарь Кириллова. С. 277, 346.

8 ГА АО. Инв. № 2638 (1895 г.); Словарь Кириллова. С. 283.

9 ГА АО. Инв. № 1899 (1897 г.); № 1904 (1902 г.).

10 Там же. Инв. № 1899 (1897 г.); № 222 (1898 г.).