БЕЗ ПОМОЩИ, КОТОРУЮ ОКАЗАЛИ РУССКИЕ, СЕМЬ ЧЕЛОВЕК БЫЛИ БЫ МЕРТВЫ

image_pdfimage_print

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

ЯСМАН Зинаида Даниловна — ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ

(109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1)

«Без помощи, которую оказали русские, семь человек были бы мертвы»

Со времён плавания поморов, промышлявших в северных водах и открывших богатую углём землю Грумант (Шпицберген), Арктика играла особую роль в жизни нашей страны. Ещё в 1897 году адмирал С.О. Макаров исследовал считавшееся непреступным Карское море и заключил: «Плавание по Карскому морю есть вопрос силы и средств, а не вопрос возможности»1. Детище Макарова — первый ледокол «Ермак». По его образцу и подобию в 1917 году в Англии по заказу России был построен ледокол «Святогор». При обороне Архангельска большевики затопили его в устье Северной Двины, а интервенты подняли и забрали с собой в Лондон. Лишь в 1922 году после длительных хлопот наркома внешней торговли и дипломата Л.Б. Красина «Святогор» удалось выкупить. В советской России в 1927 году ледокол в честь умершего в 1926 году Л.Б. Красина получил имя «Красин»2. Он и прославил Россию в 1928 году при спасении экспедиции Нобиле в Арктике.

23 мая 1928 года над бухтой Кингсбей на Шпицбергене поднялся и взял курс на Северный полюс дирижабль «Италия» с экипажем 16 человек, среди которых были учёные чех Ф. Бегоунек, швед Ф. Мальмгрен и итальянец Понтремоли. Возглавлял экспедицию конструктор дирижабля генерал Умберто Нобиле (1885—1978), командир дирижабля «Норвегия» в экспедиции Р. Амундсена (1926 г.)3.

Дирижабль достиг полюса, сбросив в эту точку флаги Италии и крест от папы римского, и направился в обратный путь. В Риме уже готовились к пышной встрече, но радио «Италии» замолчало, дирижабль исчез. Весь мир откликнулся на аварию, и наша страна — в числе первых. 15 кораблей и 19 самолётов (итальянских, шведских, норвежских, советских, французских и американских) устремились на поиски экспедиции Нобиле к льдам Арктики.

В СССР был создан Комитет помощи Нобиле. Первым в Баренцево море поспешил маленький исследовательский корабль Плавморнина4 «Персей», из Архангельска отправился «Малыгин» с известным исследователем Арктики В.Ю. Визе, но основная надежда возлагалась на ледокол «Красин», стоявший тогда в ленинградском порту. Руководителем экспедиции на «Красине» утвердили выдающегося полярника профессора Р.Л. Самойловича, его заместителем — П.Ю. Ораса. Третьим членом руководящей тройки стал начальник лётной группы полярный лётчик Борис Григорьевич Чухновский. Этот выбор был не случайным.

Б.Г. Чухновский родился в 1898 году в Петербурге, после окончания реального училища в Гатчине поступил в Морской корпус. В 1917 году перешёл на сторону советской власти. Окончил Морскую авиашколу, стал начальником Ораниенбаумского морского воздушного дивизиона. Участвовал в Гражданской войне, обеспечивал ледовый поход Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт в 1918 году, воевал на Волжско-Каспийской флотилии начальником морской авиации, служил в Севастополе. Поступил в Морскую академию и по её заданию в 1924 году участвовал в научной экспедиции на Новую Землю. В 1925 году он с лётчиком Кальвицем совершил трудный перелёт из Ленинграда на Новую Землю — первый перелёт непосредственно с материка. Таким образом, Б.Г. Чухновский стал одним из пионеров советской полярной авиации, активно выступал за всестороннее освоение Арктики. Так, в статье «Перелёты у берегов Новой Земли в 1924—1925 гг.»5 лётчик аргументированно доказывал необходимость и пользу применения авиации для освоения Севера, который он образно называл страной будущего. Ещё более настойчиво звучит эта мысль в другой статье Чухновского «Север Союза и самолёт», написанной в мае 1928 года, незадолго до полёта Нобиле. «В посылках самолёта на Север всё должно быть учтено, и тогда с его помощью Советский Союз должен стать действительным владетелем колоссальных сырьевых баз Севера»6.

Когда Чухновский узнал о катастрофе дирижабля «Италия», он откликнулся на это мгновенно. Выписавшись из госпиталя, где лётчик лежал, готовясь к операции, он со своим экипажем — старшие лётчики А.Д. Алексеев и Г.А. Страубе, старшие механики Шелагин и Федотов — погрузил на «Красин» новый «Юнкерс», который они ещё не успели облетать, сделал заготовку необходимого оборудования. Ещё до выхода в море Чухновский уже знал, что Р. Амундсен, вылетевший на поиски У. Нобиле на французском самолёте «Латам», пропал, и найти его до сих пор не удалось.

15 июня «Красин» отправился в поход, провожаемый президентом АН СССР А.П. Карпинским, итальянским консулом Спано и другими. Капитаном ледокола был опытный моряк К.П. Эгги, его старшим помощником — П.А. Пономарёв, впоследствии первый капитан атомного ледокола «Ленин».

Пока «Красин» шёл мимо берегов Норвегии к Шпицбергену, выяснилось, что У. Нобиле уже спасён шведским лётчиком Лундборгом. Но на льдине оставались ещё пятеро из членов экипажа «Италии», и когда Лундборг вернулся, чтобы забрать раненого механика Чечиони, то сам потерпел аварию и тоже остался на льдине7. Однако, кроме этой группы, в неведомых просторах Арктики оставались ещё группа Мальмгрена, который вместе с Дзаппи и Мариано ушёл от Нобиле, пытаясь добраться до Шпицбергена, и группа Алессандрини из шести членов экипажа, унесённых горящим дирижаблем. Кроме них, следовало искать и Р. Амундсена, возможно, он был ещё жив. Так что «Красину» предстояло много работы.

Круша ледяные глыбы, ледокол шёл к северной оконечности Шпицбергена, часто давая сигнал сиреной, так как на островах или льдинах могли находиться люди. Льды становились всё мощнее, сгустился туман. У «Красина» сломалась и ушла на дно лопасть винта, получило повреждение рулевое управление. Корабль встал. В этих условиях Чухновский принял решение начать полёты. С помощью экипажа корабля самолёт спустили на льдину, лётчики опробовали винты. Хотя Чухновский ещё не летал на «Юнкерсах» немецкого производства, опытного пилота это не смущало. Главное — взлететь, а потом найти подходящую льдину для посадки. Обнадёживало и то, что самолёт имел радио. Журналисты Миндлин и Южин нарисовали на плоскостях красные звёзды8.

8 июля состоялся пробный полёт, а 9-го Чухновский вылетел в белый туман с шестичасовым запасом бензина. Группу Мальмгрена он обнаружил, но сесть не смог. Между тем кончался бензин. Пришлось делать вынужденную посадку в ледяном заливе Рипсбее у Кап-Вреде. На торосах сломались шасси и два винта. Борис Григорьевич передал Самойловичу координаты найденных нобилевцев и заключил: «Считаю необходимым “Красину” срочно идти спасать Мальмгрена. Чухновский». Кстати, спасение итальянцев легло позже в основу фильма «Красная палатка» (1969 г.), где роль Чухновского сыграл Никита Михалков.

«Красин» со сломанными рулём и винтом двинулся нобилевцам на помощь. 12 июля в 5 часов утра красинцы увидели людей, которых уже считали погибшими. Дзаппи, обёрнутый одеялом, кричал им: «Красин»! О! Виват!». А полуобмороженный лежавший Мариано поднимал в приветствии руку. Люди провели без еды 13 дней. Как они сообщили, Мальмгрен после травмы хромал, обморозил пальцы ног и, не желая быть обузой, героически решил остаться во льдах, отдав спутникам всю тёплую одежду, мокасины и свою часть скудной провизии. Так погиб учёный Мальмгрен, которого называли «надеждой Швеции».

Затем «Красин» нашёл лагерь экипажа Нобиле и снял всех со льдины, захватив и самолёт Лундборга. Радист итальянцев Бьяджи передал в эфир последнее сообщение о спасении группы «Красиным», чьё радио принимало многочисленные поздравления, а спасённые писали на его борту благодарности. Так, учёный Бегоунек написал: «Без помощи, которую оказали русские, семь человек были бы мертвы. Что сделала русская спасательная экспедиция, останется навсегда в истории гуманности»9.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Этот вывод Макарова из его «Отчёта» об осмотре им летом 1897 г. морского пути на Обь и Енисей приводит Б. Чухновский в статье «Перелёты у берегов Новой Земли в 1924—1925 гг.» // Морской сборник. 1926. № 7.

2 Водоизмещение «Красина» — 10 800 т. После участия в спасении экспедиции У. Нобиле ледокол в 1932—1935 гг. совершал плавания и гидрологические исследования в Арктике, в 1941—1945 гг. проводил караваны судов, находился в составе Арктического флота до 1972 г. В 1976 г. был построен новый ледокол «Красин».

3 У. Нобиле в 1932—1936 гг. работал в СССР.

4 Плавморнин — Плавучий морской научный институт, созданный в целях изучения Арктики в 1921 г. по декрету Совнаркома от 10 марта 1921 г. за подписью Ленина.

5 Морской сборник. 1926. № 7.

6 Государственный исторический музей (ГИМ). № 98321. п.о. 1850. С. 10.

7 Лундборга позже вывезли шведские лётчики.

8 На «Красине» находились пятеро советских журналистов, а также кинооператор Блувштейн.

9 Миндлин Эм. «Красин» во льдах. М., 1972. С. 155.