ОСОБЕННОСТИ ОДИНОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ КАЗАКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

image_pdfimage_print

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

СОЛОВЬЁВ Дмитрий Николаевич — доцент кафедры управления персоналом Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, майор запаса, кандидат военных наук

(Санкт-Петербург. E-mail: mail@herzen.spb.ru)

Особенности одиночной подготовки казаков к военной службе

Казачество как военное сословие имело своё организационное устройство и несло военную службу на особых условиях. Следует отметить, что казачество являлось внушительной военной силой Российской империи. Так, в 11 казачьих областях, занимавших площадь почти 608 930 км2, на 7305 тыс. человек населения приходилось 3381,6 тыс. служилых казаков, т.е. практически половина. Из приведённой здесь таблицы видно, как распределялось войсковое население по казачьим областям.

Таблица

Население казачьих областей Российского государства

по состоянию на 1 января 1904 года

п/п

Войско

Всех сословий,

тыс. чел.

Войскового

сословия,

тыс. чел.

1

Донское

2779

1184

2

Кубанское

2165

964

3

Терское

1007

197

4

Астраханское

36,6

31

5

Уральское

244

134

6

Оренбургское

508

426

7

Сибирское

230

134

8

Семиреченское

40,8

32

9

Забайкальское

225

217,8

10

Амурское

29,7

27,7

11

Уссурийское

39,9

34,1

На службу казак являлся, как правило, на своём коне, в своём обмундировании, со своим оружием и в целом подготовленным к ведению боевых действий.

Подготовка к военной службе начиналась с самого раннего возраста, можно сказать, с появлением младенца на свет. Новорождённым дарили ружья, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Всё это развешивалось на стене рядом с местом, где лежала родительница с сыном. По истечении сорока дней, после того как мать выполняла очистительную молитву, отец надевал на ребенка портупею от шашки, и, придерживая холодное оружие своей рукой, сажал ребёнка на коня, потом возвращал матери, поздравляя её с рождением казака. Когда же у маленького прорезывались зубы, родители вновь сажали его на лошадь и везли в церковь, где служили молебен Ивану-воину1. Трёхлетние мальчики уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи. Стрелять учились с семи лет, рубить шашкой — с десяти.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти—семилетнего возраста отцы забирали их с собой на службу, а часто — и на войну2.

Общинный характер обучения и воспитания у казаков выражался в том, что о молодом поколении заботились не только семьи, но и вся станица, что привело к появлению института общественных воспитателей — своего рода наставничества старшего поколения. Наставником обычно являлся крёстный отец, при этом как бы дополняя кровного отца. Если родной отец проявлял излишнюю мягкость в отношении своего сына, то крёстный «поправлял дело» суровостью, в результате чего достигался необходимый баланс в воспитании подростка3.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход), приглашать на другие общественные мероприятия, где он усваивал манеру общения казаков друг с другом, и прежде всего младших со старшими, постигал тонкости принятия решений в казачьей среде, проникался духом патриотизма, гордости за свой род, свою станицу. Таким образом, юноша, что называется, с младых ногтей знал своё предназначение — военная служба, на которой он должен зарекомендовать себя не хуже, чем старшие товарищи и братья4.

До 1835 года на службу казаков забирали всех — и старых, и молодых, кто только мог носить оружие. С 1835 года все казаки, кроме духовенства и калек, служили 30 лет: 5 лет действительной службы и 25 в запасе. С 1863 года 25 лет службы в запасе сократили до 15. По закону 1875 года служить обязаны были все казаки с 18 лет со своим снаряжением и лошадью: 3 года подготовительных, 12 лет действительных, 5 лет запаса, а затем войсковое ополчение. Причём казак был привязан к своему войску, за его пределы он не мог выехать без особого разрешения и, возвратившись домой после первой очереди службы, ещё несколько лет должен был содержать строевого коня.

По реформе 1874 года в России вводилась всесословная воинская повинность. В это же время было принято «Положение о военной службе казаков Донского Войска», определившее состав войска, принцип комплектования строевых частей и местных команд. В 1875 году был утверждён «Устав о воинской повинности Донского Войска».

Казачьи полки стали делиться на три очереди. Полки 1-й очереди, состоявшие из казаков 21—25 лет, несли службу на границах России. Штабы и офицерские кадры полков 2-й и 3-й очередей находились на территории казачьих областей. В случае войны они пополнялись казаками 25—33 лет и выступали на театр военных действий. Казаки «запаса» составляли отдельные сотни и тоже выступали на войну. В крайнем случае могло формироваться ополчение из казаков, выбывших по возрасту из «запаса».

Изменилось тактическое применение казачьих полков. Часть из них вошла в состав кавалерийских дивизий вместе с драгунскими, уланскими и гусарскими полками. Но значительная часть состояла в отдельных казачьих дивизиях. В целом роль казачьих полков повысилась, так как регулярная кавалерия по количеству была сокращена почти наполовину.

Для подготовки казачьих офицеров были созданы специальные военные учебные заведения. Так, на Дону в 1869 году открылось Новочеркасское казачье юнкерское училище, а в 1883 году — Новочеркасский кадетский корпус.

Казачьи формирования по сути перестали быть иррегулярными и всё чаще выступали как постоянно готовый мобилизационный ресурс регулярной армии, используемый там, где от действий армии требуется стойкость и выдержка, умноженная на веками сложившееся военное искусство.

Взгляды казачества на воспитание фиксировались в специальных рекомендациях и руководствах: наставлениях, заповедях-запретах, заповедях-разрешениях, советах по воспитанию, а также в пословицах и поговорках. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гордеев А.А. История казаков. М., 1992. Ч. 3. С. 276.

2 Ригельман А. История или повествование о донских казаках. М., 1846. 819 с.

3 Железнов И.И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. М., 1858. 343 с.

4 Кательников Е.Н. Историческое сведение войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня. Новочеркасск, 1886. 470 с.