КОЛОКОЛЬНЫЕ СБОРЫ В ПЕРИОД СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ 1700—1721 ГГ.

image_pdfimage_print

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

Манойленко Юрий Евгеньевич — аспирант кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), магистр социально-экономического образования (E-mail: historic2009@mail.ru)

Колокольные сборы в период Северной войны 1700—1721 гг.

Сбор колоколов от церквей и монастырей для литья орудий после Нарвского поражения 1700 года — достаточно известный исторический факт. Упоминание об этом событии встречается во многих изданиях, посвящённых Северной войне. Вместе с тем отдельные аспекты восстановления артиллерии исследованы недостаточно.

Ранее автор этих строк ввёл в научный оборот документы, позволяющие осветить ряд вопросов, относящихся к указанной теме1. В результате дальнейших архивных поисков обнаружились сведения, позволяющие дополнить и уточнить приведённые ранее данные.

В Центральном архиве Нижегородской области сохранился указ митрополита Нижегородского и Алатарского Исайя властям Печерского мужского монастыря о присылке четвёртой части колоколов для отправки в Москву на Пушечный двор2. Этот документ позволяет наиболее полно реконструировать текст петровского указа «о колоколах», поскольку в нём приводится копия первоначального распоряжения, отправленного из Пушкарского приказа в Монастырский приказ. По этому документу также можно определить предполагаемую дату появления указа (4 февраля 1701 года*), до настоящего времени остававшуюся неустановленной: «В нынешнем 1701-м году, февраля в 4 день, в указе великого государя в Монастырской приказ из Пушкарского приказу за приписью дьяка Никиты Полунина написано: указал великий государь по имяному своему великого государя указу, для нынешнего воинского случая, по переписке из Приказу Большого дворца на Москве, и в подмосковных монастырях, и в Московском уезде, и во всех городах у соборных и у прихоцких церквей, и во архиерейских и боярских домах, и в монастырях, и в вотчинниковых сёлах у церквей взять на Пушечной двор в пушечное и в мазжерное литье ис колоколов весом четвёртую часть, сколько по весу пудов, где в котором звону во всех колоколах явится»3.

Согласно указу колокола должны были прислать в Москву к 12 февраля 1701 года. За несоблюдение этого срока предусматривалось взимание пени: по 2 рубля с каждого пуда4. Однако доставить колокола к установленной дате было практически невозможно. Указы об их присылке направлялись из Монастырского приказа главам епархий, а затем рассылались от их имени в церкви и монастыри. Всё это занимало достаточно продолжительное время (в частности, приведённый выше указ был направлен властям Печёрского монастыря лишь 20 февраля). Не меньший срок требовался для «определения» четвёртой части колоколов, сбора подвод для перевозки и отправки их на Московский Пушечный двор. Таким образом, можно констатировать, что колокольный сбор помимо непосредственного получения меди имел целью изыскание дополнительных финансовых средств для покрытия значительных расходов в период Северной войны.

Указом церковным властям предоставлялась возможность присылки вместо четвёртой части колоколов соответствующего количества красной (чистой) меди и «аглинского» олова (из расчёта 6 фунтов на пуд меди). Так, по решению архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила от соборной Софийской церкви в Вологде в Москву было отправлено 259 пудов 31 фунт 24 золотника красной котловой меди, олова и разбитых колоколов, «да сверх тое четвёртой части послано ещё меди котловой 200 пуд для пополнения»5. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Манойленко Ю.Е. Вклад русских монастырей в восстановление артиллерии в 1701 г. // Вопросы истории. 2010. № 2. С. 155—157.

2 Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 579. Оп. 589. Д. 581. Л. 1—4 об.

3 Там же. Л. 1, 2.

4 Там же. Л. 2.

5 Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. Д. 5. Л. 35.

* Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.