ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ И НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

image_pdfimage_print

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Цуркан Александр Евгеньевич — начальник Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, контр-адмирал (236036, г. Калининград, Советский проспект, д. 82)

Амусин Борис Михайлович — преподаватель кафедры тактики ВМФ и военной истории Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, капитан 1 ранга, доктор военных наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Академии военных наук и Академии военно-исторических наук (236036, г. Калининград, Советский проспект, д. 82)

Использование водного транспорта в ходе проведения оборонительных и наступательных операций

По опыту боевых действий на прибалтийском направлении

С первых дней нападения фашистской Германии на СССР в береговых и корабельных объединениях советского Военно-морского флота (ВМФ) стали проводиться мобилизационные мероприятия, основные из которых завершились к началу октября 1941 года. К этому времени от высших военно-морских учебных заведений (ВВМУЗ), Наркомата внутренних дел (НКВД), некоторых гражданских наркоматов поступило 432 боевых корабля и вспомогательных судна, в том числе 18 канонерских лодок (КЛ), 7 сторожевых кораблей (СКР), 75 тральщиков (ТР), 184 катера различных типов1.

Вторжение агрессора на нашу территорию сразу же поставило перед командованием Краснознамённого Балтийского флота (БФ) злободневный вопрос о принятии мер по сохранению морских транспортов, находившихся на пути следования к родным берегам, в военно-морских базах (ВМБ) и портах, в первую очередь подвергшихся ударам противника. Так, 22 июня около четырёх часов утра штаб БФ уведомил начальников всех морских государственных пароходств — Балтийского (БГМП), Эстонского (ЭГМП), Латвийского (ЛГМП) — об острой необходимости вернуть суда, находящиеся в море. Однако только первое из пароходств сумело выполнить срочное распоряжение, направив два своих парохода («Вторая Пятилетка» и «Луначарский») в Ригу, остальным по разным причинам это не удалось2. Следует отметить, что в Германии с началом войны было задержано и захвачено 82 советских парохода различных организаций общей грузоподъемностью 123 тыс.т., около 900 членов судовых экипажей оказались в немецком плену3.

Важными и сложными задачами в конце июня стали эвакуация гражданского населения (семей военнослужащих), вывоз ценных грузов и вывод судов в Таллин и Ленинград из Либавы (Лиепаи), Риги, Виндавы (Вентспилса), Ханко. Так, при оставлении ВМБ Ханко было вывезено в Ленинград более 3000 человек и около 300 т различных грузов, причём для этого было выделено лишь 2 судна БГМП (турбоэлектроход «Иосиф Сталин» и пароход «Железнодорожник»), обеспечивавшихся тральщиками и катерами4.

В начале июля наши войска уходили из Таллина. В эвакуационных мероприятиях при этом участвовали суда, прибывшие из Либавы, Виндавы и Риги, переходы которых в Ленинград обеспечивались тральщиками и на которых было вывезено около 28 700 т различных грузов и более 4000 человек (семьи военнослужащих)5. После возвращения в Таллин все транспортные средства и корабли обеспечения полностью включились в боевую деятельность БФ по обороне территории Эстонской ССР и Финского залива. При этом для выполнения транспортных задач штабом флота были установлены следующие основные коммуникации: Таллин — Ленинград (с Кронштадтом и Ораниенбаумом); Таллин — Ханко; Таллин — Моонзундские острова (Эзель и Даго). По первой из них в основном перевозились боезапас, горючие и смазочные материалы, продовольствие, вооружение, техническое имущество, людское пополнение. В обратном направлении вывозили раненых, мобилизованных, арестованных, грузы военного и гражданских ведомств. С начала боевых действий и до конца августа, включая эвакуацию из Таллина, в обоих направлениях было перевезено 38 тыс. 750 различных пассажиров, 5850 раненых и 91 171 т различных грузов6. Вторая линия задействовалась для перевозки боезапаса, продовольствия, технического имущества и людского пополнения с обратным вывозом (главным образом) раненых (10 000 т грузов и 3050 человек)7. По третьей коммуникации на Моонзундские острова с 22 июня по 25 августа 1941 года было перевезено 5550 т грузов и 1200 человек, в обратном направлении — 1700 т и 4000 соответственно8. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Отделение Центрального военно-морского архива (ОЦВМА). Ф. 9. Д. 109. Л. 176, 177.

2 См.: Архив БФ (АБФ). Ф. 17. Д. 199. Л. 30, 31.

3 Эдлинский С.Ф. Балтийский транспортный флот в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1957. С. 12.

4 ОЦВМА. Ф. 11. Д. 81. Л. 23.

5 АБФ. ф. 17. д. 199. л. 34.

6 Там же. Л. 35, 36.

7 Там же. Л. 36, 37.

8 Там же. Л. 37.