БОРЬБА ЗА ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918—1920 гг.)

image_pdfimage_print

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич — ведущий научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат исторических наук (119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)

БОРЬБА ЗА ГОСПОДСТВО В ВОЗДУХЕ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918—1920 гг.)

Осенью 1918 года руководство Белым движением, анализируя опыт проведения военных операций в ходе Гражданской войны, пришло к выводу о необходимости создания новой организационной структуры, так называемых Вооружённых сил Юга России (ВСЮР). В соответствии с приказом главнокомандующего Добровольческой армии1 (от 30 ноября 1918 г. № 213) при военном и морском отделе Военного управления была образована организационная комиссия, главным результатом работы которой стал доклад «О новой нормальной организации армии» (январь 1919 г.). В частности, предлагалось каждому армейскому корпусу, выступавшему по существу стратегической единицей ВСЮР, способному выполнять на театре военных действий самостоятельные операции и объединявшему в своём составе все рода войск, придать отдельную зенитную батарею (4 орудия). То же самое предусматривалось и для бригад армейского подчинения. Вновь озвучивалась идея, признававшая необходимость включения в структуру корпусов штатных зенитных подразделений.

В Красной армии подобные взгляды нашли своё отражение в приказе Реввоенсовета республики (РВСР) от 26 апреля 1918 года за № 308, объявлявшего о вводе в состав пехотной дивизии (общевойскового тактического соединения) двух позиционных зенитных батарей (8 орудий). Следующий приказ РВСР (от 13 ноября 1918 г. № 220) потребовал иметь в каждой пехотной дивизии уже зенитный позиционный дивизион 4-батарейного состава. Таким образом, общая численность зенитных батарей должна была возрасти до 240 подразделений. Реально же в действующей армии РККА на 1 марта 1920 года имелось не более 14—16 штатных противосамолётных батарей2 (без учёта ПВО Петроградского и Тульского укрепрайонов, Кронштадтского района и крепости Шлиссельбург).

В отличие от Красной армии новая организационная структура ВСЮР не была утверждена, исключив тем самым создание зенитной артиллерии на штатной основе. Лучше дело обстояло с истребительной авиацией (ИА). Согласно предложениям организационной комиссии в составе армейского корпуса рассматривалось иметь авиационный дивизион 3-отрядного состава, включая отряд истребителей (9 самолётов), решавший задачи воздушной охраны разведывательной и артиллерийской авиации, отдельных участков фронта, а также наиболее важных объектов (пунктов). В составе армии предполагалось создание армейской боевой авиагруппы (БАГ), состоявшей из 4 отрядов истребителей (24 аппарата) и непосредственно подчинённой инспектору авиации. Также один истребительный авиаотряд (ИАО, 6 самолётов) придавался артиллерийскому самолётному дивизиону3. Реально в годы Гражданской войны в белых армиях формирование истребительной авиации не получило окончательного завершения (за исключением отдельных отрядов в составе ВСЮР и в Северной области). Её роль выполняли экипажи самолётов истребительного типа, способные одновременно решать разведывательно-бомбардировочные и охранные функции.

Несмотря на значительное количество авиационных средств у противоборствующих сторон, всего в период Гражданской войны было официально зафиксировано 169 воздушных боёв, включая и Советско-польскую войну 1919—1921 гг.4 Потери авиации красных составили 9 аппаратов, белых — 3 самолёта и 2 аэростата. К общим данным следует прибавить также потери интервентов (англичан) — 2 самолёта и 3 аэростата5.

Помимо группировок войск, защиту которых осуществляла войсковая ПВО (разнородные силы и средства), объектами воздушного нападения выступали также важные железнодорожные узлы, штабы дивизий, корпусов и армий, крупные военные склады, мосты и т.п., находившиеся в прифронтовой полосе на глубине до 60—80 км от передовых позиций. Для защиты тыловых объектов по линии железных дорог иногда привлекались бронепоезда, имевшие на вооружении зенитные орудия, но поскольку таковых было мало, то это исключало их широкое применение против авиации противника6. Ощущался острый дефицит противосамолётных пушек и в войсковой ПВО, восполняемый преимущественно за счёт военных трофеев на фронте. К примеру, утром 12 июня 1919 года в районе Харькова передовыми белыми частями был захвачен 5-тонный автомобиль «Уайт» с поставленной на тумбе 3-дюймовой зенитной пушкой системы капитана В.В. Тарновского7 и инженера Ф.Ф. Лендера8, включённый (предположительно) в состав 3-го броневого автомобильного отряда полковника С.Р. Нилова9. 14 октября того же года частями 7-й советской армии и Балтийского флота при оставлении противнику дер. Липово были уничтожены (взорваны) 8 лёгких орудий и зенитная батарея10. Почти одновременно в составе Северо-Западной армии (СЗА)11 генерала Н.Н. Юденича12 появились две автомобильные установки «Уайт» с зенитными орудиями образца 1914 года. Позднее с разоружением остатков СЗА на территории Эстонии противосамолётная батарея (2 орудия) вошла в состав эстонской армии.

Основу полевой зенитной артиллерии белых войск на фронте составляли разнокалиберные орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам. Предпочтение отдавалось 76,2-мм лёгким позиционным пушкам образца 1900 и 1902 годов, а также 76,2-мм горным орудиям системы Шнайдера образца 1909 года, которые использовались в первой линии обороны (на глубину 2—3 км). При организации зенитной стрельбы командиры батарей преимущественно руководствовались документами периода Первой мировой войны, в том числе «Наставлением для стрельбы по воздушному флоту батарей 3-дм скоростных пушек» (1916 г.) и «Инструкцией командиру полевой батареи для стрельбы по самолётам» (1917 г.). <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Добровольческая армия начала формироваться в ноябре 1917 г. на основе «Алексеевской организации»; официально о её создании объявлено 9 января 1918 г. В январе 1919 г. она вошла в состав ВСЮР.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 6. Оп.6. Д. 435. Л. 70.

3 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 439. Оп.1. Д. 103. Л. 91—101.

4 Хайрулин М., Кондратьев В. Авиация в Гражданской войне. М., 2000. (Приложения).

5 Хайрулин М., Кондратьев В. Военлёты погибшей империи // Авиация в Гражданской войне. М., 2008. С. 398.

6 См. более подробно: Белые бронепоезда в Гражданской войне: Сборник / Ред.-сост. Г. Пернавский. М., 2007. С. 199, 200, 280; Хайрулин М., Кондратьев В. Военлёты погибшей империи. С. 374, 375.

7 Тарновский Василий Васильевич (1880—1936) — российский артиллерист, полковник (1917). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой (1914—1918) войн. Один из создателей первого отечественного зенитного орудия образца 1914/1915 г. Командир отдельной автомобильной зенитной батареи (1915—1917), начальник противовоздушной обороны 5А (1917), начальник Курсов стрельбы по ВФ Северного фронта (1917), начальник Офицерской школы стрельбы по ВФ (1917). В 1918—1919 гг. в Киевском артиллерийском управлении. С 1919 г. (по другим данным — с ноября 1920 г.) в эмиграции.

8 Чичерюкин-Мейнгард В.Г. Русский офицер Ипполит Александрович Кудряшов // Новый часовой. 2004. № 15—16. С. 334.

9 Нилов Сергей Родионович (?—1976) — русский артиллерист, полковник. Участник Первой мировой войны. В годы Гражданской войны командир 1-го бронеотряда (1918—1920), 7-й батареи Дроздовской артиллерийской бригады (1920).

10 Балтийский флот в Октябрьской революции и Гражданской войне. М.; Л., 1932. С. 247.

11 Северо-Западная армия сформирована 19 июня 1919 г. как Северная армия (1 июля переименована в Северо-Западную) на базе Псковского добровольческого корпуса и других частей. В начале 1920 г. армия расформирована.

12 Юденич Николай Николаевич (1862—1933) — генерал от инфантерии (1915). Участник Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой войн (1914—1918). С началом последней — начальник штаба Кавказской армии, затем её командующий; с марта 1917 г. — главнокомандующий войсками Кавказского фронта. С марта 1917 г. в отставке. В годы Гражданской войны главнокомандующий белыми сухопутными и морскими вооружёнными силами Северо-Западного фронта (1919 — начало 1920).