Капитан «полковничьего ранга» А.Н. Чертков

image_pdfimage_print

Фролова Марина Михайловна — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: marinakuz90@mail.ru)

Капитан «полковничьего ранга» А.Н. Чертков

В создававшейся Петром I в начале XVIII века сети светских школ особая роль отводилась техническим специальным учебным заведениям, самой известной из которых была Навигацкая школа, первая в России школа «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению…». Она была открыта по царскому указу от 14 января* 1701 года.

В Навигацкую школу принимали сыновей «дворянских, дьячьих, подъяческих, из домов боярских и других чинов кто пожелает, из недорослей же лет от 12 до 17», хотя впоследствии принимались даже и 20-летние. В школе учились дети почти всех знатных фамилий России: Волконские, Солнцевы-Заякины, Лопухины, Шаховские, Урусовы, Долгорукие. Однако «дворяне страшно тяготились цыфирной повинностью, как бесполезным бременем, и всячески старались от неё укрыться». Кроме того, «именно море возбуждало наибольшее отвращение в русском дворянине», отмечал В.О. Ключевский. Посланный за границу обучаться навигацким наукам, «плакался оттуда своим», «прося назначить его хотя бы последним рядовым солдатом или в какую-нибудь “науку сухопутскую”, только не в навигацкую»1. Но Пётр I был неумолим и внимательно следил за равномерным распределением между армией и флотом шляхетства (дворянства). Борясь со строптивостью дворян, в систематически повторяющихся указах государь ужесточал меры взыскания за утайку дворянских детей2.

Навигацкая школа являлась лучшей. Здесь изучали арифметику, геометрию, геодезию, навигацию, морскую астрономию. В число предметов входила живопись и «рапирное дело». Эта школа стала очагом новой культуры в Москве. Помимо новых знаний, нелегко усваиваемых, воспитанники школы обретали иное мировоззрение, становясь первыми интеллигентами устремленной к постижению западной цивилизации России.

Главный надзор за Навигацкой школой осуществлял граф Ф.М. Апраксин, впоследствии генерал-адмирал. Срок пребывания в школе не был жёстко установлен и зависел от успехов учеников, число которых постоянно возрастало (в 1711 г. — уже 500 человек). С открытием в 1715 году Морской академии в Петербурге, куда из Москвы были переведены все ученики и учителя (кроме Л.Ф. Магницкого), Навигацкая школа превратилась в рядовую цифирную школу, в которую шли учиться по преимуществу дети разночинцев. В 1752 году её закрыли.

Среди первых воспитанников Навигацкой школы был Алексей Никитич Чертков (1692—1737). Он стал её учеником в 1702 году, когда ему исполнилось только 10 лет. Мальчика воспитывала мать А.И. Черткова, урождённая Кушникова (1667—1745), поскольку отец Н.Ф. Чертков, «гвардии Преображенского полка каптенармус», умер, вероятно, вскоре после 1698 года (его имя упомянуто в «Ведомости и списке Преображенскому полку начальным людям и урядникам» этого года)3.

В 1711 году Чертков обучался географии, а поскольку за его отцом числился всего один крестьянский двор, то он получал от казны порядочное жалованье — «кормовые деньги»: по 3 алтына 2 деньги в день. Это была самая высокая «стипендия», установленная для обучавшихся в высших классах: «круглой навигации и в географии». К примеру, при поступлении в школу в арифметическом классе получали по 1 алтыну в день. Те, кто имел более 5 крестьянских дворов, содержались за собственный счёт. Таковых по ведомости от 22 ноября 1711 года насчитывалось всего 18 знатных особ из 524 учеников4.

Воспитанников Навигацкой школы, окончивших курс, отправляли туда, где требовались грамотные специалисты, а наиболее способных и знатных из них — постигать науку за границу как навигаторов. В 1711 году Чертков в числе лучших выпускников был послан в Голландию и Англию для усовершенствования в науках. В конце того же года в Амстердам съехалось более 50 навигаторов, и комиссар князь И. Львов, поставленный для надзора за ними, отыскал владельца частной морской школы и убедил его заниматься с русскими юношами, поскольку в тот год на военные корабли волонтёров брали мало. Зачастую навигаторы жили весело и шумно, тратили много денег, а присылать их из России оказалось тогда затруднительно. Львов от шалостей навигаторов приходил в отчаяние. Особенно в Англии молодые дворяне очень быстро «научались больше пить и деньги тратить», о чём доносил русский посланник в Лондоне граф Литта5. «Иные, не имея над собой надлежащего смотренья, возвратились без плода», привезя «домой лишь привычку к роскошной пустой жизни да презрение к родной стране». Вероятно, и Алексей Никитич был не прочь поучаствовать в бесшабашных застольях навигаторов, однако по прибытии домой он оказался вполне дельным моряком.

О службе Черткова мы узнаём из «Общего морского списка». Алексей Никитич вернулся в отечество в июне 1713 года. В России, как правило, навигаторам устраивался строжайший экзамен (иногда самим Петром I), и сообразно успехам лучших производили в первый офицерский чин унтер-лейтенанта, а посредственных — в мичманы (до 1733 г. чин не офицерский). Согласно «Ведомости о навигаторах, возвратившихся из-за границы», Алексей Чертков, Семён Зыков и другие, всего 10 человек, по прибытии из-за моря были «написаны мичманами» на базировавшийся на Архангельск корабль «Архангел Михаил» под командой контр-адмирала Н.А. Синявина. Однако сын А.Н. Черткова Василий (1726—1793), будущий наместник Воронежской губернии, заметил, что его отец, хотя и был «написанный мичманом», но «правил должность штурмана»6. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958. Т. 4. С. 237.

2 Материалы для истории просвещения в России в XVIII ст. СПб., 1858. С. 21.

3 Чичерин А., Долгов С., Афанасьев А. История лейб-гвардии Преображенского полка. 1683—1883. СПб., 1883. Т. 4. Приложение. С. 16.

4 Материалы для истории русского флота. СПб., 1866. Ч. 3. С. 309, 314.

5 Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852. С. 1—23, 26—30.

6 Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 445. Д. 284. Л. 109.

* Все даты в статье даны по старому стилю.