160 лет вместе с инженерными войсками

image_print

Аннотация. В статье, посвящённой 160-летию со дня выхода первого номера «Инженерного журнала», показаны роль и значение журнала и его преемников в жизни и строительстве инженерных войск Русской, Советской и Российской армий, а также в области военно-инженерного искусства и военно-инженерного дела, защиты Отечества.

Summary. The article devoted to the 160th anniversary of the first issue of the ‘Engineering journal’ shows the role and significance of the journal and its successors in the life and buildup of the Engineer Troops of the Russian Imperial, Soviet and Russian Armed Forces, as well as in the field of military engineering art and military engineering science, defence of the Fatherland.

БЕЛОЗЁРОВ Василий Александрович — полковник в отставке (Москва.
E-mail: belozerov-va@yandex.ru).

160 ЛЕТ ВМЕСТЕ С ИНЖЕНЕРНЫМИ ВОЙСКАМИ

Первым периодическим печатным органом инженерных войск России являлись издававшиеся с 1826 года при инженерном отделении Военно-учёного комитета Главного штаба Военного министерства «Инженерные записки». Они выпускались нерегулярно, по мере накопления материала и без определённой программы ограниченным тиражом в 225 экз. Это не могло удовлетворять офицеров инженерного корпуса. По их настойчивой инициативе было положено начало изданию нового печатного органа — «Инженерного журнала».

Его первый номер вышел в марте 1857 года и издавался регулярно вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. С начала выхода в свет — ежегодно 4 номера, с 1860 года — 6 номеров, в 1865 году — 7 номеров. С 1866 года «Инженерный журнал» — ежемесячный, объёмом вместе с приложениями 5—8 печатных листов (далее п.л. — Прим. авт.).

Целями издания, изложенными в «Положении о журнале», ставились «распространение между офицерами инженерного корпуса полезных сведений по всем частям специальной их службы; возбуждение в них соревнования к учёным трудам на поприще инженерного искусства; доставление им возможности иметь при себе все объявляемые по инженерному корпусу к руководству и исполнению постановления и приказания».

Журнал издавался на платной основе с распространением по городской почте подписчикам, число которых достигало 1200—1300 человек, а в отдельные годы — 2600 человек (1910 г.). Этому во многом способствовало участие в работе издания лучших научных сил, таких как Ц. Кюи, М. Боресков, Н. Буйницкий, А. Плюцинский, Г. Кривошеин, И. Малюга, К. Величко, Г. Леер, Д. Менделеев, а также лиц, не принадлежавших к офицерскому составу инженерного корпуса.

Для улучшения качества публикаций редакцией журнала за «выдающиеся статьи» были установлены премии и «почётные отзывы», которые присуждались Главным инженерным управлением с участием Инженерной академии и редакции журнала закрытой баллотировкой по большинству голосов. К премированию представлялись только не опубликованные ранее, оригинальные статьи, преимущественно инженерно-тактического содержания и с предложениями практического характера.

Бессменным редактором «Инженерного журнала» на протяжении многих десятилетий до дня смерти 31 декабря 1911 года был учёный секретарь инженерного отделения Военно-ученого комитета военный инженер капитан (впоследствии инженер-генерал) А. Савурский. После него редактором стал военный инженер генерал-майор П. Клокачёв (с 1 января 1912 г.).

Русские и иностранные учёные пользовались журналом как «надёжным источником и солидным органом военно-инженерной науки» при своих исследованиях. Он сыграл значительную роль в жизни и строительстве инженерных войск русской армии, а также в области инженерной подготовки государства и его границ к войне. «Инженерный журнал» приобрёл большое значение и поднял авторитет русской школы военно-инженерного искусства. Этому в значительной мере способствовали научные дискуссии, возникавшие на его страницах (научный спор между признанными знатоками подрывного дела М. Боресковым и М. Фроловым по различным подходам определения веса заряда взрывчатого вещества для разрушения различных пород; обсуждение статьи полковника Р. Красовского о рациональном типе долговременных фортсооружений, обсуждение вопросов «броневой фортификации»). В ходе дискуссий заслуженный профессор Николаевской инженерной академии генерал-лейтенант К. Величко, изучивший во время командировок в Германию, Францию, Италию, Англию и Бельгию состояние крепостных сооружений и фортификационного оборудования территории этих стран, остро критиковал пассивный их характер обороны и доказывал превосходство русской инженерной науки.

После Русско-японской войны в журнале появлялись статьи по вопросам обобщения опыта этой войны. Особый интерес представляют статьи участников войны Георгиевских кавалеров изобретателя «сигнального огня» и «сапёрных бомбочек» поручика Л. Дебогория-Мокриевича, руководившего «фугасной обороной» Порт-Артура, подполковника Е. Томилевского, командовавшего понтонным батальоном. Не потеряла исторического значения статья М. Головизнина «Инженерные войска в русско-японскую войну 1904—1905 г.г.».

В условиях Первой мировой войны «Инженерный журнал» публикует главным образом официальные сообщения в виде «Дневника войны» с выхолощенным, по соображениям сохранения военной тайны, содержанием. Много места отводится описанию боевых действий союзнических армий, их системам полевого укрепления, материалам по военной истории, истории инженерных войск, статьям технического и теоретического характера («Автомобили в армии», «О постройке туннелей», «Об экономических лампах накаливания» и др.).

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 году выходит в свет первый номер «Инженерного журнала» Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), созданной на принципиально новой основе. Но уже в 1920 году «Инженерный журнал» реорганизуется в «Военно-инженерный журнал», который издаётся ежемесячно в качестве приложения к журналу «Военное дело» объёмом 5 п.л.

В 1921 году на основании приказа Революционного Военного Совета Республики № 2514 от 14 ноября 1920 года «Военно-инженерный журнал» из общего ведения редакции журнала «Военное дело» передаётся в непосредственное ведение Главного военно-инженерного управления. Редакция ведёт формирование нового авторского актива, которому удаётся обеспечить выпуск одной книжки, объединившей первый и второй номера за 1921 год.

С 1922 года в Красной армии устанавливается новая система издания военных журналов родов войск, специальных войск и специальных служб. Журналы артиллерии, «броневого» дела, Военно-воздушного флота, военно-инженерного дела, связи, военного хозяйства, военной промышленности и кооперации объединяются в единый научно-технический иллюстрированный журнал «Техника и снабжение Красной Армии» и издаются отдельными выпусками этого объединённого журнала. «Военно-инженерный журнал» начинает выходить в свет под названием «Военно-инженерное дело» ежемесячно объёмом 5—7 п.л. За 1923 год вышли 12 номеров.

С декабря 1923 года в работе журнала принимала участие секция Военно-научного общества при Военно-инженерной академии, с 1924 года начали публиковаться статьи выдающегося военного инженера Д. Карбышева. Его материалы помогли решить ряд вопросов полевой фортификации и укрепления полевых позиций, выдвинутых войной 1914—1918 гг.

С 1925 года вместо журнала «Техника и снабжение Красной Армии» начинает выходить объединённый журнал Военно-научного общества под названием «Война и техника», в составе которого отдельными выпусками издаётся журнал «Военно-инженерное дело». Здесь публикуются статьи по всем разделам военно-инженерного дела и отражаются вопросы организации и подготовки инженерных войск, инженерного обеспечения боя, устройства мостов и переправ, дорог, подрывного дела, маскировки, прожекторного дела и светотехники, фортификации, военной электротехники, строительного дела, военной топографии и картографии, военно-научной жизни и библиографии. В состав журнала вводится раздел «Военная топография и картография».

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. журнал распространяет опыт действий инженерных войск на фронтах, публикует статьи, освещающие устройство противотанковых и других заграждений, укрепление полевых позиций в различных условиях местности и времени года.

В мае 1942 года на основании постановления ЦК ВКП(б) и ГлавПУ РККА издание журнала «Техника и вооружение» было прекращено, с июня возобновлено самостоятельное издание «Военно-инженерного журнала» как органа инженерных войск Красной армии.

После разгрома немцев под Москвой и на ряде других участков советско-германского фронта Красная армия впервые вырвала стратегическую инициативу у противника. В это время особое внимание журнал уделял вопросам инженерного оборудования местности, применения минно-взрывных заграждений, действиям подвижных отрядов заграждения. С содержательными статьями на темы инженерного обеспечения боя выступали фронтовики А. Цирлин, И. Петров, В. Копылов, М. Иоффе, А. Молчанов, Ф. Новиков, В. Авилов, Я. Галкин, А. Иволгин, Е. Майков и другие авторы.

После разгрома противника в районе Сталинграда и с переходом советских войск в решительное наступление на всём фронте передовая статья первого номера журнала за 1943 год была посвящена задачам инженерного обеспечения наступления. Особое значение приобрели вопросы преодоления заграждений противника, форсирования водных преград, обеспечения войск в дорожно-мостовом отношении, закрепления местности, сплошного разминирования освобождённой территории, штурмовым действиям сапёров и др. В грандиозной битве, развернувшейся на Курской дуге, система траншей и ходов сообщений стала основой оборудования позиций. Этим темам были посвящены статьи начальника инженерных войск армии Е. Кулинича, начальников инженерных войск фронтов А. Ильин-Миткевича, А. Смирнова-Несвицкого, Е. Леошени, А. Хренова. Содержательные материалы научного и практического характера публикует начальник кафедры мостов и переправ Военно-инженерной академии (ВИА) С. Ильясевич (будущий заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор наук, профессор, генерал-майор инженерно-технической службы). С первыми статьями выступают майоры С. Аганов, В. Харченко — будущие маршалы инженерных войск.

В журнале № 7 за 1944 год были опубликованы материалы по итогам трёх лет войны. В статье начальника штаба инженерных войск Красной армии генерал-лейтенанта К. Назарова «Инженерные войска в Великой Отечественной войне» отмечалось, что в ходе войны инженерные войска не только обеспечивали в инженерном отношении боевые действия пехоты, танков и артиллерии, но и сами стали боевым родом войск, применившим и развившим свои формы борьбы с врагом. «Стало бесспорным, — писал автор, — что в современной войне без инженерных войск проводить операцию трудно, а в ряде случаев нельзя рассчитывать на успех». Заместитель председателя Инженерного комитета полковник А. Ильин в статье, посвящённой развитию инженерных средств, отмечал, «что массовостью применения их было обусловлено создание таких средств, которые можно было изготавливать из недефицитных материалов, в простых условиях производства».

1945 год — год, характерный проведением ряда параллельных и последовательных операций советских войск, отличавшихся большим размахом, стремительностью наступления, широким манёвром войск. В завершающих операциях Великой Отечественной войны войскам приходилось преодолевать упорное сопротивление противника, штурмом брать города, крупные опорные пункты. Это определило и содержание статей, опубликованных в журнале за 1945 год. Они были посвящены вопросам инженерного обеспечения преследования, действиям сапёров при штурме городов, прокладыванию путей для крупных соединений и другим актуальным темам. Помещались также статьи об изучении боевого опыта. Раздел «С фронтов Отечественной войны» был заменён разделом «Из опыта Отечественной войны». Начиная с 9-го номера журнала за 1945 год вёлся раздел «Боевая подготовка».

После войны круг авторов из войск расширился. Ответственный редактор «Инженерного журнала» генерал-майор В. Макаревский в статье «Военно-инженерный журнал» в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» отмечал, что в работу журнала активно включились те, кто в период войны по условиям боевой обстановки не мог писать или писал очень мало. Это в первую очередь начальники инженерных войск фронтов И. Галицкий, Л. Котляр, А. Хренов, А. Цирлин, Н. Баранов, начальники инженерных войск армий, командиры соединений и частей инженерных войск. Активными авторами по наиболее важным вопросам в послевоенный период зарекомендовали себя участники боевых действий Н. Держицкий, В. Пляскин, Л. Бухтин, Г. Покровский, С. Ильясевич, С. Рогинский, К. Яковлев и др.

Значительное место уделялось рассмотрению способов выполнения задач инженерного обеспечения, методик проведения групповых упражнений, специальных и тактико-специальных занятий. За 1958 год в журнале были опубликованы 28 статей по мостам и переправам, 11 — по дорогам и колонным путям, 15 — по фортификации, 19 — по минно-подрывному делу, заграждениям и их преодолению, 7 — по полевому водоснабжению, 14 — по технике и вопросам её эксплуатации. В разделе «В иностранных армиях» М. Георгиев (№ 4), В. Катуркин (№ 12) дают описание, технические характеристики инженерных средств иностранных армий, сравнивают их технический уровень с уровнем советских средств.

В 1959—1960 гг. общая структура и направленность журнала оставались прежними. В 1959 году редакция значительно расширила круг вопросов, посвящённых обобщению передового опыта не только командиров частей и подразделений, но и сержантского и рядового состава. На страницах журнала рассказывалось об опыте работы войсковых инженеров и специалистов инженерных войск С. Кушнире, В. Сытнике, Ф. Смородине, А. Сверчкове, А. Пинигине и многих других.

По различным причинам, а также из-за сокращения объёма журнал стал менее привлекательным для специалистов. В сентябре 1960 года вышел 9-й номер объёмом 3 п.л. Он стал последним номером «Военно-инженерного журнала».

Издававшийся с 1924 года журнал «Военный вестник» в 1960 году был объединён с журналами «Военный связист», «Танкист», «Артиллерийский журнал» и «Военно-инженерный журнал» с включением в состав его редколлегии представителей различных родов войск. Объём «Военного вестника» был увеличен до 8 п.л., но место для инженерной тематики в нём оказалось недостаточно. Заслуживает одобрения издание специальных выпусков журнала «Военный вестник». Так, выпуск № 10 за 1993 год был полностью посвящён инженерным войскам и включал более 40 статей научной, технической и практической направленности. Получился прекрасный номер с хорошими, злободневными материалами различной военно-инженерной тематики.

Отсутствие собственного периодического печатного органа с 1960 по 1972 год, недостаток выделявшейся в «Военном вестнике» печатной площади вынуждали Управление начальника инженерных войск (УНИВ) МО СССР искать выход из создавшейся ситуации. С учётом возросшего уровня технической оснащённости инженерных войск, а также пожеланий читателей был учреждён «Информационно-технический бюллетень инженерных войск», первый номер которого вышел в 1973 году. Бюллетень содержал практические рекомендации по различным вопросам технического и инженерно-технического обеспечения.

С июля 1994 года начал выходить в свет журнал МО РФ «Армейский сборник». В связи с 300-летним юбилеем инженерных войск «Армейский сборник» № 1 2001 года был посвящён инженерным войскам. Журнал открывает статья начальника инженерных войск МО РФ Н. Сердцева «Три века без права на ошибку». С аналитическим обзором многолетнего пути развития, изложением злободневных вопросов теории и практики инженерного обеспечения боевых действий, накопленного опыта выполнения инженерных задач на его страницах выступили видные учёные (А. Аверченко, А. Шевчук, А. Платонов, В. Аксюта), начальники инженерных войск военных округов (Н. Злобин, Р. Кухаренко, С. Тертышников). Иллюстративный материал для журнала подготовил военный инженер, автор около 70 кинофильмов по инженерной тематике полковник в отставке В. Сабельфельд. Включение в состав редколлегии «Армейского сборника» представителя инженерных войск — залог успешной работы журнала в целом и достойного отражения на его страницах будущего, будней и славной истории инженерных войск.

В 2016 году начал выходить обновленный «Инженерный журнал» — официальное периодическое издание современных инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации. В первом номере, приуроченном к 315-й годовщине со дня образования инженерных войск, личный состав, учёных, конструкторов, специалистов оборонно-промышленного комплекса и ветеранов поздравил министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу. Начальник инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации генерал-лейтенант Ю. Ставицкий, отмечая роль инженерных войск на всех этапах исторического пути развития и служения Отечеству, остановился на необходимости наращивания в средствах массовой информации материалов о делах военных инженеров во всех аспектах и направлениях их многогранной деятельности. Он подчеркнул, что «воссоздание имеющего исторические корни издания на нынешнем уровне развития наших войск особым образом послужит преумножению славы российских военных инженеров». Этим целям служат все разделы журнала: «Строительство войск», «Гуманитарное разминирование», «Боевая учёба», «Развитие вооружения», «Исторические странички» и др. Все статьи вышедших в 2016 году номеров журнала являются актуальными и представляют большой интерес для читателей. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки

http:www.elibrary.ru